Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Иран, Запад, ядерная бомба и лицемерие

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Западу и России следует пойти дальше, чем намерена администрация Обамы. Они должны предложить Ирану столько сотрудничества по мирному атому, сколько он сможет переварить. В обмен ему придется открыть карты и дать согласие в обмен на доскональную проверку всех объектов, старых и новых.

Давайте немного сгустим краски, и скажем, что Иран начали преследовать якобы за попытки создать ядерную бомбу потому, что в 1979 году Стражи исламской революции взяли в заложники сотрудников посольства США. В Америке тогда поднялась волна возмущения. Даже почтенный Уолтер Кронкайт (Walter Cronkite) нагнетал страсти - во время его вечерних новостей, на экран постоянно выводилось число дней, которые американцы находились в плену. Был смещен президент Джимми Картер (Jimmy Carter), репутацию которого эта история погубила.

Разумеется, считать это единственным или самым главным фактором, как делают иранские сторонники создания бомбы - преувеличение. Однако некоторая правда в этом утверждении есть: с Ираном обходятся несправедливо. Запад и Россия его дискриминируют.

Бразилия десятилетиями осуществляла программу по обогащению урана, соорудила обогатительную установку с ультрацентрифугированием, открыла несколько лабораторий. У нее есть и перерабатывающая установка для получения плутония, и ракетная программа. В восьмидесятые годы она создала два ядерных заряда. Три года назад я спрашивал у посла США в Бразилии, не волнует ли это Вашингтон. 'Нет, - отвечал он. - В начале девяностых Бразилия отказалась от планов по созданию ядерной бомбы. Также поступила и Аргентина - ее предполагаемый противник'. 'Однако, - продолжал настаивать я, - она же не прекратила обогащение урана, и перерабатывающая установка у нее до сих пор сохранилась'.

'Бразилия нас не беспокоит, - ответил он. - Мы сходимся во взглядах'.

Тем не менее, Бразилия по-прежнему не полностью открыта для инспекторов Международного агентства по атомной энергии, следящего за развитием ядерной индустрии во всем мире.

В 1979 году администрация Картера обходилась с Пакистаном, который тогда пытался создать бомбу, примерно также сурово как сегодня Америка обходится с Ираном. Белый дом тогда прекратил военную помощь, несмотря на то, что потенциальная угроза со стороны 'Талибана' уже существовала. Однако, когда в декабре советские войска вошли в Афганистан, Картер убедил Конгресс восстановить масштабную программу военной помощи. Десять лет после этого Пакистан помогал готовить бойцов-моджахедов для действий против советских войск в Афганистане (позднее они будут работать на Усаму бен Ладена (Osama Bin Laden)), а Вашингтон в обмен на это не обращал внимания на попытки Пакистана получить ядерное оружие.

Только в 1990 году, когда Советский Союз ушел из Афганистана, президент Джордж Буш (George Bush) (старший) решил прекратить военную помощь. Его сын Джордж Буш, впрочем, ее восстановил, когда Вашингтон добивался от Пакистана помощи в борьбе против талибов и охоте на членов 'Аль-Каиды'. Пакистану простили не только бомбу, - узнав, что технологию и ракеты он получил из Северной Кореи, США не стали поднимать шум.

Точно так же Вашингтон долгое время отказывался признавать, то, что он давно знал, хотя и притворялся, что не знает - факт постройки Израилем в начале шестидесятых секретного ядерного реактора в пустыне Негев.

Израиль никогда не страдал от нехватки конвенциональных сил, но то, что он, не имея в этом необходимости, обладает ядерным оружием, само по себе постоянно провоцирует арабские страны и Иран.

Даже в тех случаях, когда Запад ограничивался исключительно мирной помощью в развитии ядерной энергетики, адресат помощи иногда использовал ее как основу для оружейной программы. Хороший пример - Южная Африка. Во времена апартеида американская помощь включала в себя строительство исследовательского ядерного реактора, поставки высокообогащеного урана и обучение атомщиков. Благодаря этому верхушка ученых обрела вскоре огромное политическое влияние. В 1968 году они убедили правительство финансировать создание первой обогатительной установки. В том же году они убедили его позволить им разработать ядерное оружие.

Советский Союз так же поступал с Северной Кореей. Он обучал корейских атомщиков, а в 1965 году построил в Йонбене исследовательский реактор. Позднее Пхеньян начал получать с его помощью плутоний, который пригодился ему три года назад, когда он испытывал ядерную бомбу.

Нечто подобное произошло и с Индией. В 1955 году Индия построила по британским технологиям свой первый исследовательский реактор. Год спустя Канада поставила Индии еще один исследовательский реактор. Потом США снабдили страну ключевым ингредиентом - тяжелой водой, и обучили 1000 индийских атомщиков. В 1961 Индия начала строить перерабатывающую установку для извлечения плутония из отработанного ядерного топлива.

Пакистан начал разрабатывать бомбу после того, как Мунир Ахмад Хан (Munir Ahmad Khan) - председатель пакистанской Комиссии по ядерной энергии, вместе с рядом других ведущих ученых, прошел обучение в Соединенных Штатах. Помогали Пакистану строить обогатительные центры и обогащать уран Канада и страны Западной Европы.

Западу и России следует пойти дальше, чем намерена администрация Обамы. Они должны предложить Ирану столько сотрудничества по мирному атому, сколько он сможет переварить. В обмен ему придется открыть карты и дать согласие в обмен на доскональную проверку всех объектов, старых и новых. Кроме того, они должны предложить ему покончить с экономическим и политическим отчуждением.

Если Запад не упустит возможность, ничто не мешает ему помочь Ирану превратиться во вторую Турцию - демократическую, прозападную, безъядерную. Однако сперва Запад и Россия должны признать, что в прошлом они, как можно увидеть на примере Бразилии, проявляли лицемерие и безответственность.

Обсудить публикацию на форуме

________________________________________________________

Иранские связи Москвы ("The National Interest", США)

Гипотезы по поводу треугольника Иран-Россия-США ("Stratfor", США)