Концерн General Motors рассматривает возможность сохранения в своем составе европейских автомобильных компаний Opel и Vauxhall. Такое резкое изменение стратегии ставит новые вопросы о направлении развития концерна, испытывающего финансовые затруднения, и ведет к осложнениям в отношениях с правительствами Германии и России.

Как сообщают три осведомленных источника, новый совет директоров GM поручил руководству концерна рассмотреть новые варианты действий в отношении Opel/Vauxhall, включая реализацию плана финансирования на 4,3 млрд. долларов с целью модернизации компании вместо ее продажи, которую концерн планировал начиная с этой весны.

Упомянутые лица сообщают, что президенту концерна Фредерику 'Фрицу' Хендерсону (Frederick "Fritz" Henderson) было поручено запустить план финансирования к следующему заседанию совета директоров, намеченному на сентябрь.

Этот шаг был сделан после заседания совета директоров в прошлую пятницу, когда директора отвергли рекомендацию Хендерсона по продаже Opel/Vauxhall консорциуму, состоящему из канадского производителя автозапчастей Magna International Inc., российского банка и автопроизводителя. Немецкое правительство пообещало профинансировать эту сделку, и ее горячо поддержало правительство России.

Ранее концерн GM склонялся в пользу заявки на Opel/Vauxhall, поданной частной бельгийской инвестиционной компанией RHJ International SA. Правительство Германии выступило с возражениями относительно предложения RHJ - отчасти потому, что оно могло повлечь за собой потерю большего числа рабочих мест в этой стране.

Изменение планов GM - большинство акций которого после окончания процесса о банкротстве в прошлом месяце принадлежит правительству США - может поставить администрацию Обамы в затруднительное дипломатическое положение. Германия и Россия - важнейшие торговые партнеры и страны, с которыми США должны сотрудничать во внешнеполитической сфере, - хотят, чтобы была осуществлена сделка с Magna.

Как сообщает осведомленный источник, немецкое правительство остается в тесном контакте с Вашингтоном по вопросу переговоров об 'Опеле' и последние несколько дней пытается обсудить его с государственным секретарем Хиллари Клинтон.

В понедельник пресс-секретарь правительства Ульрих Вильгельм (Ulrich Wilhelm) сообщил, что на эту неделю запланирована встреча высокопоставленного представителя GM с немецкими чиновниками. По словам Вильгельма, правительство открыто к дальнейшим переговорам с GM, но по поводу будущего 'Опеля' должно быть принято совместное решение. 'Вопрос может быть решен не через конфронтацию, а только вместе', - заявил он журналистам.

Российские официальные лица были недоступны для комментариев, но, скорее всего, такой поворот событий разозлит правительство страны, которое посвятило много времени и сил одобрению заявки группы Magna. Премьер-министр России Владимир Путин обсуждал российское участие в заявке Magna с канцлером Германии Ангелой Меркель и считает сделку возможностью помочь переживающей трудные времена российской автопромышленности, которая является крупнейшим работодателем. Приобретение Magna было бы в значительной мере профинансировано государственным российским банком 'Сбербанк', а еще один предполагаемый участник сделки - российская автомобильная компания ООО Группа ГАЗ.

Как сообщает осведомленный источник, на настоящий момент позиция американского министерства финансов такова, что решение по 'Опелю' должно быть принято директорами GM, некоторые из которых были назначены администрацией Обамы.

Администрация Обамы неоднократно заявляла о том, что она больше не будет оказывать помощи GM. Любой шаг, предполагающий использование GM государственных денег для спасения 'Опеля', будет политически спорным, так он будет воспринят как поддержка немецкой компании за счет американских налогоплательщиков. Американское правительство выделило GM около 50 миллиардов долларов после того, как в конце прошло года у концерна практически закончилась наличность.

Неожиданное изменение планов GM по 'Опелю' показывает, что новый совет директоров, возглавляемый бывшим главным исполнительным директором AT&T Corp. Эдвардом Уайтакри-мл. (Edward E. Whitacre Jr.) требует перемен в стиле управления автоконцерном. Последние несколько лет, когда проблемы GM нарастали, совет редко возражал бывшему президенту и председателю правления Рику Вагонеру (Rick Wagoner).

'Опель' контролирует значительную долю зрелых автомобильных рынков Западной Европы и переживает быстрый рост продаж в странах на востоке - таких, как Польша и Россия. Много лет он был лидером в производстве малых и средних автомобилей, которые GM производит и продает повсеместно. Популярная Chevrolet Malibu основана на разработках 'Опеля'.

Но в 1990-е годы 'Опель' пострадал от проблем, связанных с переменами в руководстве и качеством, и с 2000 г. работал в убыток. Трудности отчасти связаны с тем, что многие его заводы расположены в Германии, где зарплаты работников автомобильной промышленности - самые высокие в мире, а профсоюзы упорно сопротивляются планам сокращения персонала.

Как сообщают осведомленные источники, в пятницу Хендерсон представил совету варианты действий компании относительно 'Опеля', надеясь заручиться поддержкой заявки Magna. По словам источников, совет отклонил сделку с Magna, задав вопросы о том, как эта продажа повлияет на стратегию GM в Европе, а также выразив обеспокоенность по поводу конкретных деталей планов немецкого правительства по финансированию.

Как сообщают источники, совет попросил руководящую группу подготовить больше сценариев для 'Опеля', включая план сбора нескольких миллиардов долларов для того, чтобы GM мог сохранить эти компании в своем составе. Еще одна перспектива - хотя отдаленная - это ликвидация 'Опеля'.

При участии Грегори Уайта (Gregory L. White), Джоша Митчелла (Josh Mitchell) и Андреа Томас (Andrea Thomas)

___________________________________________________________

В борьбе за Opel Magna находится в выигрышном положении ("The Financial Times", Великобритания)

Меркель говорит, что поддержит заявку компании Magna на покупку Opel ("Reuters", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме