В понедельник правительство Германии попыталось загасить разгоревшуюся по обе стороны Атлантики ссору из-за автомобильной компании Opel, а профсоюзы тем временем грозят "запоминающимися мерами", чтобы вынудить американскую компанию General Motors принять угодное им решение.

Переговоры по "Опелю", который GM продает в рамках организованной правительством реструктуризационной программы, затянулись уже на несколько месяцев, чем крайне недовольны пятьдесят тысяч европейцев-рабочих, из которых половина - немцы.

Ожидалось, что GM примет окончательное решение в пятницу, но до сих пор не ясно, будет ли Opel продан канадской фирме Magna (этого желает Берлин) или же соперничающей с ней RHJ International.

В понедельник правительством Германии было объявлено, что один из членов совета директоров GM будет на этой неделе приглашен в Германию для переговоров по "Опелю", но перспективы быстрого решения проблемы из этого заявления не просматривалось.

Один из представителей правительства США заявил в понедельник, что администрация президента Барака Обамы (Barack Obama) готова участвовать в переговорах с правительством Германии по этому вопросу, но также дал понять, что окончательное решение должен принять руководство GM.

Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel), вынужденная срочно искать решение в свете предстоящих в сентябре федеральных выборов, выразила сожаление в связи с задержкой принятия решения, подчеркнув, что оно "срочно необходимо".

Профсоюзный лидер "Опеля" Клаус Франц (Klaus Franz) поднял ставки, пригрозив принять "запоминающиеся меры" в случае, если GM в ближайшее время не остановит свой выбор на одном из кандидатов.

"Пока что мы вели себя тихо, внимательно слушали и комментировали, но теперь с этим покончено", - заявил Франц в понедельник, выступая по немецкому радио.

Представитель Меркель Ульрих Вильхельм (Ulrich Wilhelm), общаясь с журналистами на правительственной пресс-конференции, попытался пригасить разгоревшиеся страсти, заявив, что необходимо избежать прямой конфронтации.

"Я понимаю, что работникам "Опеля" нужно ясно понимать, что их ждет впереди", - заявил Вильхельм. - "С другой стороны, решение очень трудное".

"Полагаю, что сохранять спокойствие и поддерживать подходящую для переговоров атмосферу будет в интересах всех сторон", - сказал он.

По словам Вильхельма, не было никаких признаков того, что руководство GM переменит свое решение и и откажется продавать "Опель", хотя в последние несколько недель и муссировались слухи о нежелании части членов совета директоров продавать дочернее предприятие.

Если такое решение все же будет принято, компании потребуется спонсорская помощь правительства США. Ранее руководство компании публично заявляло, что не планирует привлекать такого рода помощь.

"Опелю" принадлежит четыре крупных завода на территории Германии, на них работает более двадцати пяти тысяч человек. На заводах производятся, в частности, малогабаритные двухдверные автомобили модели Corsa, а также микроавтобусы Zafira. В Великобритании Opel имеет два завода, на Vauxhall; также имеются предприятия в Бельгии, Испании и Польше.

В первом полугодии "Опель" вместе с Vauxhall продали в Европе чуть более, чем пятьсот шестьдесят тысяч автомобилей и заняли 7,6 процента рынка (по данным, собранным ассоциаций предприятий автомобильной промышленности ACEA).

Продажа "Опеля" для General Motors - лишь часть общей спасательной операции, проводимой после того, как 10 июля эту корпорацию спасли от банкротства.

На прошлой неделе потерявшая былую спесь компания, некогда входившая в состав "большой детройтской тройки", согласилась продать свою дочернюю компанию Saab крошечной шведской фирме Koenigsegg, производящей роскошные автомобили.

Также планируется продать предприятие Hummer, на этот раз - китайскому предприятию Tengzhong, но эта сделка, как и сделка с продажей "Опеля", постоянно наталкивается на трудности.

Поскольку Берлину придется отдать несколько миллиардов евро в качестве финансовых гарантий тому, кто в конечном итоге купит "Опель", немецкое правительство играет ключевую роль в процессе принятия решения по продаже.

Федеральное правительство, а также правительства тех земель, на территории которых расположены заводы "Опеля", ясно дают понять, что отдают предпочтение "Магне", которую поддерживает российский Сбербанк. Утверждается, что "Магна" позволит приобретаемым ей предприятиям расти и развиваться.

"Магна" планирует вести активные операции по захвату российского рынка, а бельгийская фирма RHJ, возглавляемая специалистом по финансово-оздоровительным операциям Леонардом Фишером (Leonhard Fischer), предлагает более традиционный план реструктуризации с упором на снижение издержек.

________________________________________________________

В борьбе за Opel Magna находится в выигрышном положении ("The Financial Times", Великобритания)

Меркель говорит, что поддержит заявку компании Magna на покупку Opel ("Reuters", Великобритания)

Обсудить публикацию на форуме