Компания General Motors, похоже, твердо вознамерилась уничтожить все шансы на собственное выживание, пытаясь сохранить свою глобальную империю, в то время как ей следовало бы сосредоточиться на возвращении на главный для нее североамериканский рынок.

Не считаясь с мнением генерального директора и ведущих менеджеров GM, правление компании в пятницу отвергло очередной вариант пересмотренного предложения о покупке ее главного европейского подразделения Adam Opel GmbH, расположенного в Германии. Участник конкурса в лице канадской компании по производству автомобильных комплектующих Magna International Inc. пользуется в Германии активной поддержкой со своим намерением купить Оpel. Заявку этой компании полностью поддерживает Берлин, четыре земли Германии, где находятся заводы Opel, а также профсоюзы.

Вашингтон, Оттава и правительство провинции Онтарио в этом году в качестве условия выкупа GM выдвинули компании требование отказаться от своих торговых марок Saturn, Saab и Hummer, а также ликвидировать подразделение Pontiac. Поскольку доля GM на высокодоходном североамериканском рынке сократилась с 50 процентов в 1980 году до менее чем 19 процентов в настоящее время, все молча, но единодушно предполагали, что "новая GM" сосредоточит свое внимание именно на нем. А также на своей главном марке Chevrolet, которая приносит GM более 90 процентов ее доходов в Северной Америке.

Но похоже, что вместо этого GM намерена держаться за свое имперское прошлое. Компания препирается с предполагаемым покупателем своей марки Saab из-за технологий и патентов, которые она не желает отдавать. Оказавшийся в ловушке кризиса детройтский автопроизводитель по-прежнему владеет обширной сетью предприятий в далекой Австралии и Южной Корее; у него есть совместные предприятия по продаже машин марки Buick в Китае и Chevrolet в России.

GM на долгие месяцы затянула процесс продажи своего подразделения Opel, не желая отказываться от присутствия в Европе, хотя вчера ее главный представитель на переговорах заявил, что компания по-прежнему хочет продать эту дочернюю фирму. Переговоры с правительством Германии о продаже продолжаются и на этой неделе.

Тем временем, в Северной Америке, которая является крупнейшим в мире и самым высокодоходным авторынком, GM постоянно теряет свой удельный вес, уступая позиции обновленной Ford Motor Co., которая отказалась от всех своих подразделений, кроме Volvo (хотя и Volvo уже выставлена на аукцион), чтобы сосредоточиться на марке Ford. GM скоро подвергнется давлению со стороны нового альянса Fiat-Chrysler в секторе малолитражных автомобилей, поскольку это слабое звено компании. Не на пользу ей и неминуемое вторжение сверхдешевых малогабаритных двухдверных автомашин из Китая и Индии.

Но вместо того, чтобы бороться с постепенным спадом производства Chevrolet, правление "новой GM", похоже, полно желания сохранить калечащую компанию традицию, и распыляет ее ограниченные ресурсы на чрезмерное количество марок и рынков.

Самый яркий пример тому - Opel. GM боится, что Magna воспользуется технологиями Opel и составит ей мощную конкуренцию, скорее всего, в России. Она считает, что Россия после окончания экономического спада затмит собой Германию, являющуюся сегодня самым крупным в Европе рынком. Поэтому GM одновременно ухаживает и за компанией Magna, и за бельгийским участником конкурса RHJ International, ожидая, кто из них позволит ей сохранить технологии и патенты Opel. Как и в случае с Saab, GM пытается организовать неосуществимую сделку, если вы понимаете, о чем речь.

И неважно, что согласно предложению Magna, GM сохранит у себя 35 процентов акций Opel, предоставив канадской компании и ее российским партнерам всю тяжелую работу по наведению порядка на немецких предприятиях.

Компания Opel была убыточной еще задолго до начала мирового спада в экономике в связи с усилением конкуренции со стороны Европы и Азии.

Но на тот случай, если ей не удастся заключить сделку по своему усмотрению с одним из претендентов на Opel, GM разрабатывает план, предусматривающий получение 4 миллиардов долларов (американских) на сохранение Opel под своим крылом и на рефинансирование этой компании. Но у Opel заводы в пяти странах, а также любящие бастовать профсоюзы, поэтому компания эта - чистое наказание. А GM следовало бы точечно, подобно лазеру, сконцентрироваться на Северной Америке. Поддерживающие заявку Magna профсоюзы Opel уже пригрозили отозвать те 100 миллионов долларов отпускных денег своих членов, что они хотят отложить на спасение компании.

Если GM хотя бы на один процент увеличит свою долю рынка в Северной Америке за счет продаж Chevrolet, это даст ей больше прибыли, чем все зарубежные предприятия, вместе взятые. А те 58 миллиардов долларов, что США, Канада и Онтарио вложили в GM, предназначены для сохранения рабочих мест в Северной Америке, а не на каких-то там зарубежных предприятиях, которые лишь сбивают компанию с толку.

Уже на этом, по общему признанию, начальном этапе GM отказывается работать по сценарию, обеспечивающему ее выздоровление. Она по-прежнему носит костюм, который ей велик на три размера. Кроме того, компания страдает от подтачивающего ее здоровье раскола между членами правления и высшим исполнительным руководством.

Несмотря на то, что 60 процентов акций GM принадлежит Вашингтону, президент Барак Обама совершенно определенно не хочет, чтобы все считали, будто он мелочно опекает эту фирму.

У Оттавы и правительства Онтарио нет этой имиджевой проблемы. Ради благополучия работников южного Онтарио, которые трудятся на заводах GM и ее поставщиков, премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper) и глава правительства Онтарио Далтон Макгуинти (Dalton McGuinty) просто обязаны поговорить с Обамой по поводу острой необходимости разработки стратегии радикального оздоровления General Motors.

Новые ИноСМИ

__________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме