Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Афганистан: Северная сеть поставок функционирует в обстановке нарастающей небезопасности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Активизация боевиков на севере Афганистана угрожает свести на нет усилия США и НАТО по созданию северной сети поставок грузов в эту страну. Наблюдатели предостерегают, что по мере приобретения этим маршрутом все большего стратегического значения, он станет все чаще подвергаться нападениям со стороны боевиков. И эти нападения могут оказать непосредственное воздействие на северных соседей Афганистана в Центральной Азии.

Активизация боевиков на севере Афганистана угрожает свести на нет усилия США и НАТО по созданию северной сети поставок грузов в эту страну. Наблюдатели предостерегают, что по мере приобретения этим маршрутом все большего стратегического значения, он станет все чаще подвергаться нападениям со стороны боевиков. И эти нападения могут оказать непосредственное воздействие на северных соседей Афганистана в Центральной Азии.

Первый крупный инцидент на маршруте поставок произошел 4 сентября, когда американские самолеты по просьбе Германии сбросили почти полтонны бомб на две захваченные боевиками топливных цистерны в районе Чар-Дара провинции Кундуз. При этом, по предварительным сообщениям правозащитных организаций, погибло по меньшей мере 60 мирных граждан. По факту данного инцидента собираются провести полномасштабное расследование.

Выехав из Таджикистана, вышеупомянутые цистерны с топливом пересекли мост "Нижний Пяндж", возведенный в 2007 году американскими инженерными войсками и обошедшийся в 37 млн. долларов. Цистерны пересекли афганскую границу на КПП "Шерхан" и миновали город Кундуз, после чего были захвачены талибами на южной окраине города и подвезены к селу Омар-Хейл, что в 20 км к югу от столицы провинции.

Теперь, когда американские вооруженные силы намерены привлечь коммерческих подрядчиков для доставки "всех типов грузов" из Кыргызстана транзитом через Таджикистан в Афганистан через КПП "Шерхан", это направление обещает стать еще более оживленным. Согласно опубликованному 5 августа объявлению, "в период действия данного контракта маршрут может меняться, но пересечение границы из Кыргызстана в Таджикистан и из Таджикистана в Афганистан останется неизменным". При наличии письменного разрешения, будучи на территории Афганистана, коммерческие грузовые перевозчики могут нанимать вооруженные группы сопровождения. В Таджикистане и Кыргызстане вооруженное сопровождение не допускается".

Как рассказали EurasiaNet некоторые источники, на всем протяжении маршрута по территории Афганистана регулярно происходят грабежи, а обстановка небезопасности внушает все большую тревогу. "Грузы постоянно воруют, причем воровство не обязательно является делом рук талибов. Хотя в этом случае [кундузском инциденте] были замешаны именно талибы", - сказал нам источник, хорошо информированный о работе северной сети поставок.

"Помнится, когда идея с северной сетью поставок только возникла, им говорили: "Вы своими действиями только положите конец миру на севере страны", - добавил этот источник.

Провинция Кундуз на границе с Таджикистаном некогда считалась сравнительно спокойным районом. В настоящее время провинция патрулируется немецкими войсками под эгидой НАТО. В последние месяцы нападения на представителей местной полиции и иностранного контингента участились.

По мнению бишкекского военного аналитика Леонида Бондарца, северная сеть поставок заставляет талибов обратить более пристальное внимание на северную часть Афганистана. Центральноазиатские страны, оказывающее содействие в ее работе, должны осознавать, что подвергают свою национальную безопасность большому риску, предостерегает он. "Вполне возможно, что центральноазиатские страны, подключившиеся к работе северной сети поставок, станут мишенью для афганских боевиков. Талибы ведут борьбу с коалиционными силами и сделают все возможное, чтобы уничтожить их. Это война", - говорит Бондарец.

Если говорить о безопасности внутри страны, этим летом ряд центральноазиатских государств столкнулся здесь с проблемами. После майских инцидентов с участием боевиков на востоке Узбекистана власти страны ужесточили меры пограничного контроля. А в Таджикистане главной целью долгосрочной операции по борьбе с наркотиками в Тавилдаринском районе, на взгляд экспертов, стала нейтрализация вооруженных группировок, вновь появившихся в этой местности.

По мнению директора центральноазиатского проекта Международной кризисной группы Пола Квинн-Джаджа (Paul Quinn-Judge), возможность нападения на центральноазиатских участников северной сети поставок на данный момент является вопросом "отдаленной перспективы". Однако нападение талибов в этой регионе не является "чем-то невозможным", добавил он.

Пол Квин-Джадж назвал кундузский инцидент "жутковатой проверкой на реальность" для американских и натовских сил в Афганистане. "Этот инцидент бросает вызов расчетам американцев на возможность доставки больших объемов грузов в Афганистан наземным транспортом, - говорит он. - Этих поставок ждут скорее не союзнические войска, а талибы".

Ближайшие месяцы могут принести правительствам центральноазиатских стран серьезные проблемы в области безопасности, полагает специалист. "Мы уже убедились, что война в Афганистане - одна из тех ситуаций, которые могут принять дурной оборот внезапно и в кратчайшие сроки", - говорит он.

"Мне внушает особую озабоченность ее потенциальное воздействие на центральноазиатские страны, - добавляет Пол Квинн-Джадж. - Главный вопрос, остающийся пока неясным, это прочность правительств самих центральноазиатских стран. Это совершенно неизвестный фактор".

Обсудить публикацию на форуме

________________________________________________________

Волк в талибьей шкуре? ("Global Post", США)

Северное воздействие на Среднюю Азию ("The New York Times", США)

Стратегия для Центральной Азии ("The Washington Times", США)