Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Пропавшее" судно Arctic Sea раскрывает свои секреты

Члены экипажа, оказавшиеся в центре скандала с захватом судна, впервые рассказывают о пережитом.

© ReutersСухогруз Arctic Sea прибыл в территориальные воды Мальты
Сухогруз Arctic Sea прибыл в территориальные воды Мальты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В попытке сложить воедино все части этой головоломки, Sunday Times провела подробные беседы с шестью членами экипажа, взяв на себя обязательство, что их имена не будут названы. Этим людям в случае разглашения важнейших деталей преступления грозит до семи лет тюрьмы.

Для российского моряка, стоявшего на вахте у штурвала грузового судна Arctic Sea, это была очередная ночь на Балтике, не богатая на события. Судно шло в Алжир с грузом древесины на 1,2 миллиона фунтов стерлингов. Но вдруг в 2 часа 10 минут ночи в его рубке появились восемь человек в масках, вооруженные автоматами АК-47 и пистолетами. Они затолкали вахтенного в жилой отсек, а затем быстро связали остальных членов экипажа, заперев их в каютах.

Говорившие на английском языке вооруженные люди заявили, что они шведские наркополицейские, и действуют по наводке источника, проинформировавшего их, что на судне тайно перевозится героин. У одного на форме была надпись "Polis". Однако все они говорили с восточноевропейским акцентом.

"Они связали нас скотчем и пластмассовым гибким шнуром, сунули нам в рот кляпы и отобрали мобильные телефоны, - вспоминает один из моряков, - три члена экипажа, пытавшиеся оказать сопротивление, были избиты. Молодому курсанту, который отправился в свое первое плавание, один из нападавших прикладом автомата выбил передние зубы".

Незваные гости поднялись на борт из резиновой лодки, оснащенной электронной системой глобальной навигации, которая позволила им засечь автоматическую информационную систему Arctic Sea, отмечавшую местоположение судна.

"Сразу стало понятно, что нас захватили преступники. И мы представления не имели, почему", - рассказал этот моряк.

Один из членов экипажа, которого заперли в каюте с капитаном Сергеем Зарецким, спрятал запасной мобильный телефон. Через несколько часов Зарецкий отправил таинственное послание в родной для экипажа город Архангельск, находящийся на севере России.

Его получил местный представитель финской компании-оператора Arctic Sea "Солчарт". Текст был такой: "Заперты в каютах. Не знаю, куда направляемся, и что они нашли".

Так началась одна из самых загадочных морских историй нашего времени. Спустя девять дней после рейда лжеполиции, когда судно шло в сторону Португалии, автоматическая информационная система Arctic Sea была отключена. Объявили, что корабль исчез.

Нападавшие требовали выкуп и грозили расстрелять экипаж, если будут оповещены спецслужбы. Но семьи моряков и судовладелец обратились к президенту Дмитрию Медведеву, который приказал подключить к поискам военно-морской флот. Искать пропавшее судно отправился сторожевой корабль "Ладный".

Такая реакция вызвала появление сообщений о том, что на судне перевозили секретный груз. Подозрения усилились, когда близкие к израильской разведке "Моссад" источники заявили: Израиль проинформировал Россию о том, что на судне контрабандой перевозятся ракеты в Иран.

В итоге лесовоз перехватили неподалеку от африканских островов Кабо-Верде через 24 дня после захвата. Было задержано восемь человек из Латвии, Эстонии и России, которых военным самолетом переправили в Москву и посадили в тюрьму.

Затем был отмечен кратковременный шквал дипломатической активности между Россией и Израилем. На следующий день Москву посетил президент Шимон Перес, а израильский премьер-министр Беньямин Нетаньяху нанес тайный визит в Кремль.

Предположения по поводу груза оружия сосредоточились на вопросе о том, кто направил похитителей - "Моссад" или российские спецслужбы, давшие Кремлю возможность взять груз под свой контроль и заявить о срыве пиратского нападения. Но русские отрицают, что на борту Arctic Sea были ракеты.

В попытке сложить воедино все части этой головоломки, Sunday Times провела подробные беседы с шестью членами экипажа, взяв на себя обязательство, что их имена не будут названы. Этим людям в случае разглашения важнейших деталей преступления грозит до семи лет тюрьмы.

Газета также навела справки в семи странах, проведя беседы с ключевыми фигурантами в этой истории, включая владельца судна и страховщика, опросив родственников и адвокатов подозреваемых в пиратстве, представителей морского и военного ведомств, а также людей, принимавших участие в переговорах о выкупе.

Когда в будущем году начнется суд над задержанными по обвинению в первом за несколько столетий пиратском захвате судна в европейских водах, ожидается, что эти люди заявят о своей невиновности. Им грозит до 20 лет тюрьмы.

Они утверждают, что являются мирными защитниками окружающей среды, и что экипаж Arctic Sea спас их, когда их лодка попала в шторм. Но члены экипажа, подробно рассказавшие о случившемся Sunday Times, нарисовали иную картину. Их рассказ станет ключевым доказательством для стороны обвинения.

Сидя за овальным столом в унылом российском портовом городе Архангельске, шестеро моряков мрачно курили, оживляясь лишь тогда, когда начинили рассказывать о своих приключениях во время плавания. Они подняли на смех пиратов, которые заявляли, что пили водку и загорали на солнце вместе с экипажем.

Пока "Ладный" не нашел 16 августа захваченное судно возле африканского побережья, захватчики не снимали маски и перчатки, боясь оставить отпечатки пальцев. Они общались между собой по портативной рации. У них в руках постоянно было оружие, и они держали экипаж взаперти по три-четыре человека в каюте. Эти люди три раза в день выпускали кока, чтобы тот готовил еду.

"Один раз, когда меня выпустили спустя несколько дней, я передвинул маленький магнитик в виде корабля, с помощью которого мы отмечали свое местоположение, - рассказал один из членов экипажа, - я хорошо представлял себе, где мы, и сделал это автоматически. Один из захватчиков очень разозлился. Он вытащил меня наружу, бросил на палубу и выстрелил из пистолета рядом с моей головой. "Сделаешь это еще раз, и я тебя убью", - сказал он".

Похожим образом обошлись и с капитаном судна Зарецким вскоре после того, как он направил в компанию "Солчарт" в Архангельск свое текстовое сообщение. Содержание послания озадачило сотрудников компании. Они позвонили по телефону и отправили на борт письмо по электронной почте, требуя объяснений, что насторожило нападавших. Пираты подняли тревогу.

Разъяренные налетчики начали грозить капитану, взяв его на мушку, а затем выстрелили, и пуля прошла рядом с его головой, проделав отверстие в стальной переборке каюты.

Российский владелец Arctic Sea Виктор Матвеев получил информацию о сообщении с борта судна и попытался выйти на связь с капитаном. 47-летний Матвеев 15 лет назад переехал в Финляндию и руководит там компанией "Солчарт" из шикарного офиса, выходящего окнами на Финский залив.

Компания "Солчарт" является  владельцем трех грузовых судов и оператором еще трех. Все они перевозят лес из Финляндии в северную Африку. "Сообщение от Зарецкого было очень странное. Откуда нам было знать, что судно захватили вооруженные люди? - говорит Матвеев, - если бы у нас возникли подозрения в захвате, мы бы немедленно оповестили об этом береговую охрану и начали спасательную операцию. А я вместо этого начал названивать на судно и в итоге дозвонился до Зарецкого".

Под дулом пистолета капитан сказал своему боссу, что на борт судна поднимались шведские наркополицейские. Матвеев не понял, что капитан говорит под принуждением, когда тот заявил ему, что полиция оставила судно спустя 12 часов.

28 июля в 1:28 пополудни судно вышло на радиосвязь с береговой охраной Дувра, которая не заметила ничего необычного. "Когда я выходил на связь, рядом стояли два человека с автоматами, поэтому я старался вести себя как можно более естественно", - сказал член экипажа.

А 2 августа автоматическая информационная система отключилась, и Зарецкий не смог отправить свой обычный ежедневный доклад. В тот же день Матвееву по спутниковому телефону позвонил человек, свободно говоривший по-английски. Его голос был изменен с помощью скремблера.

"Было ясно, что со мной говорит преступник, - вспоминает Матвеев, - я не понял, что это как-то связано с Arctic Sea и швырнул трубку. Но вскоре мы поняли, что звонок был с Arctic Sea".

Позже Матвееву позвонил его заместитель из "Солчарт". Тот же самый человек вышел с ним на связь и заявил, что убьет одного из членов экипажа, если Матвеев откажется с ним разговаривать. В следующий раз этот человек пригрозил дочери Матвеева Кате, которая работает в офисе компании в Хельсинки.

Он заявил, что корабль захвачен группой из 25 "солдат" и находится в руках мощной организации, стремящейся продемонстрировать  свою силу. Он также предупредил, что у него есть сообщники, которые следят за семьей Матвеева. Владелец судна немедленно отправил ее в Москву.

Есть предположение, что звонил некто Дмитрий Савин, один из подозреваемых в пиратском нападении. Это 34-летний русский из Латвии. На судне его называли "Альфа". До начала текущего года он работал в крупной эстонской компании руководителем коммерческого предприятия по перевозке нефти и химикатов. Вместе с ним на борту находился его сводный брат Виталий Лепин, прежде работавший поваром.

"У нас не было оснований подвергать сомнению прошлое Савина. Он хорошо делал свою работу, пока восемь месяцев назад у нас не возникли некоторые вопросы финансового характера, - заявил представитель его бывшего работодателя, - мы ликвидировали компанию, которой он руководил, и решили не начинать уголовное расследование против него, так как на это ушло бы слишком много времени".

После захвата судна Матвеев разговаривал с этим человеком, предположительно, Савиным, десятки раз. Но они все время общались по-английски, хотя оба русские.

Во время одного из звонков, запись которого, предположительно, находится в руках следствия, звонивший с борта Arctic Sea потребовал от Матвеева заплатить выкуп в полтора миллиона евро.

"Он ни разу не назвал общую сумму, просто сказал мне, что по 60000 на каждого "солдата" это вполне разумно. Он не вдавался в подробности по поводу  того, как следует выплачивать деньги. У меня было впечатление, что у этого человека нет четкого плана, и он сочиняет его по ходу дела. Казалось, он не был уверен, что делать дальше. Все это было очень странно, потому что мне показалось, будто это я контролирую ситуацию, а не он", - говорит Матвеев.

Тот же человек с измененным скремблером голосом позвонил и в российскую компанию, застраховавшую судно. Он пригрозил начать убивать членов экипажа, если не будет выплачен выкуп в полтора миллиона евро.

Савин заявил следствию, что его нанял россиянин Владимир Яровой, которого он назвал состоятельным бизнесменом. По словам Савина, Яровой создавал природоохранную компанию с названием GreenHouse и хотел, чтобы он следил за сбросом отходов в воды Балтики. Как говорит Савин, ему была обещана зарплата в 4000 евро в месяц. Sunday Times предприняла активные усилия по поиску Ярового, но сделать это ей так и не удалось. До сих пор не ясно, существует ли этот человек вообще.

"Дмитрию всегда хорошо платили, - говорит жена Савина Гунта, - он получал около 4000 евро в месяц, и его работа всегда была связана с морем. Недавно он долгое время искал работу. Я понятия не имею, как он оказался на борту Arctic Sea, но просто нелепо думать, что он мог взять экипаж корабля в заложники. Он очень ответственный человек".

Похоже, что Савин был самым опытным мореплавателем среди арестованных. 42-летний моряк из Эстонии Дмитрий Бартенев также утверждает, что они проводили природоохранные работы. Три остальных подозреваемых в пиратстве - это друзья Бартенева. Один из них был строителем.

"Он какое-то время был без работы и просто сказал нам, что его взяли на новое место, - говорит брат Бартенева Алексей, живущий в Эстонии, - у него раньше были кое-какие проблемы с законом, но все это была банальная мелочь, типа вождения автомашины в состоянии опьянения. Мне очень трудно поверить, что он мог ввязаться в такое дело".

Члены экипажа говорят, что на следующий день после захвата судна налетчики подготовили его спасательную шлюпку. "Они положили туда продукты, и мы думали, что они собираются покинуть борт, - рассказывает один из моряков, - я думаю, они не собирались оставаться надолго. Наверняка что-то пошло не так".

Жена Савина Гунта в последний раз разговаривала с ним 17 августа, вскоре после того, как российский боевой корабль догнал Arctic Sea. Он сказал ей, что русские грозят открыть огонь, что он опасается за свою судьбу, и что любит ее.

Экипаж рассказывает, что когда "Ладный" в первый раз вышел на связь с Arctic Sea, Савин попытался обмануть российских военных моряков, заявив, что судно северокорейское. Налетчики для этого закрасили эмблему компании "Солчарт" на палубе.

Но вопреки официальным заявлениям, судно никуда не исчезало. На прошлой неделе Матвеев сказал, что компания активировала резервный сигнал, чтобы определить его местоположение. За судном следили военные НАТО, использовалась и космическая съемка.

"Они знали, что игра окончена, когда появился "Ладный", - говорит один из членов экипажа, - у судна топлива оставалось всего на несколько дней, и прятаться им было негде. Тогда они сняли свои маски, побросали в воду оружие и сдались".

Экипаж опровергает утверждения о том, что на Arctic Sea контрабандой везли оружие, погруженное на борт во время ремонта в российском порту Калининграда. По их словам, это оружие было бы обнаружено, когда судно встало под погрузку в Финляндии, чтобы принять на борт древесину.

Ходят слухи, что ракеты могли спрятать в балластных цистернах сухогруза. Но попасть туда крайне сложно, и чтобы тайно убрать оттуда ракеты, экипажу "Ладного" вначале пришлось бы разгрузить судно или сбросить груз в море.

"Не было там никакого тайного груза, - утверждает один из моряков, - мы бы все сидели сейчас в тюрьме, если бы нас поймали за перевозкой оружия в Иран".

Тем не менее, израильские источники на прошлой неделе заявили, что "Моссад" поставил Москву в известность о секретном грузе. По словам экспертов, на борту Arctic Sea могли перевозить детали вооружений, которые легко можно было спрятать.

Версию о тайном грузе не следует полностью сбрасывать со счетов до тех пор, пока не будет пролито больше света на события вокруг Arctic Sea, и пока не будет больше известно о людях, обвиняемых в его захвате. Но многие очень сомневаются, что такое когда-нибудь случится.

Тем не менее, правда о том, как загруженное досками старое судно оказалось в центре темной морской истории международного масштаба, может оказаться более прозаической, пусть и не менее таинственной.

Есть предположения о том, что захваченные пираты могли быть наняты для того, чтобы провернуть аферу со страховкой. Похитители могли продать судно и груз, в связи с чем страховщик должен был бы выплатить 4 миллиона долларов страхового возмещения. Матвеев, который из-за этой истории с захватом потерял 700000 евро, смеется над такой версией. "У меня очень хорошая репутация, - говорит он, - просто нелепо думать, что я мог впутаться в нечто подобное".

По мнению знающих людей из российского торгового флота, здесь более вероятен коммерческий спор. В прошлом году Матвеев расторг контракт с латвийской фирмой AquaShip, отвечавшей за техническое состояние и обслуживание Arctic Sea и прочих судов его компании, которыми он владел и управлял. Сейчас компания сама занимается обслуживанием и ремонтом своих судов.

"Коммерческие судовладельцы часто используют подставных лиц, и не всегда понятно, кто настоящий владелец, - отмечает один российский эксперт, подчеркивая, что балтийские судовладельцы серьезно пострадали из-за финансового кризиса, - а что, если был какой-то спор?" Но Матвеев и AquaShip в один голос заявляют, что расстались мирно.

Матвеев после драмы с захватом снова начал курить, и с ним связался продюсер из Голливуда, заинтересовавшийся этой историей. Матвеев подозревает, что к похищению судна имеет отношение организованная преступная группировка из Латвии. Но он заявляет, что по-прежнему понятия не имеет, какие у нее могли быть мотивы.

"Мне кажется, что ни одна из версий не имеет смысла, - заявил он на прошлой неделе, - это какой-то сумасшедший поступок, столь очевидно обреченный на неудачу, что я просто теряюсь в догадках".

Сейчас Arctic Sea стоит у причала на Мальте, но тайна так и не раскрыта. "А что, если это был действительно первый акт пиратства в европейских водах? - спрашивает один из членов экипажа, - если бы нам не удалось отправить сообщение по телефону, никто и не узнал бы, что нас захватили, и пираты вполне могли добраться до Африки незамеченными. Что, если банда мелких преступников решила, что сможет быстро срубить денег? Такая версия не менее правдоподобна, чем теория о международном заговоре с продажей оружия".

"Всю правду знают только сами пираты. А пока они не сознаются, мы вряд ли что-то узнаем".

Arctic Sea: версии похищения

ГРУЗ ОРУЖИЯ. Судно тайно перевозило груз оружия. "Моссад" проинформировал русских.

ДОВОДЫ ЗА: Кремль направил на поиски военный корабль и действовал в этой ситуации с соблюдением секретности.

ДОВОДЫ ПРОТИВ: Спрятать оружие на борту очень сложно. Убрать его, не разгружая в море груз, невозможно.

АКТ ПИРАТСТВА. Судно похитили с целью получения выкупа.

ДОВОДЫ ЗА: Пираты потребовали полтора миллиона евро.

ДОВОДЫ ПРОТИВ: Первый акт пиратства в европейских водах за несколько столетий. Как они могли подумать, что им удастся похитить судно безнаказанно?

АФЕРА СО СТРАХОВКОЙ. Судно захватили с целью получения страхового возмещения.

ДОВОДЫ ЗА: Сумма страховки составляет 4 миллиона долларов. Она выплачивается в случае, если судно затонет или пропадет.

ДОВОДЫ ПРОТИВ: Ущерб репутации судовладельца.

КРАЖА СУДНА. Пираты хотели продать корабль в какой-нибудь стране, где не соблюдается закон, и где его можно перерегистрировать.

ДОВОДЫ ЗА: Налетчиков схватили у побережья Африки. Они спрашивали у экипажа, сколько стоит груз.

ДОВОДЫ ПРОТИВ: Такую схему трудно организовать, не имея связей в стране назначения.

КОММЕРЧЕСКИЙ СПОР. Владельцы судна поссорились с партнерами по бизнесу.

ДОВОДЫ ЗА: Судовладелец расторг контракт с обслуживающей компанией.

ДОВОДЫ ПРОТИВ: Обе компании заявляют, что расстались мирно.