Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не спускайте глаз с Балкан.

Ситуация там может осложниться.

© коллаж ИноСМИбалканы россия ес
балканы россия ес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Балканы – это такой регион, о котором люди склонны забывать. Зажатый между Черным и Адриатическим морем, полуостров представляет собой причудливую смесь религий, народов и культур. Сложность и непонятность Балкан – вкупе с географической ситуацией – склоняет нас к тому, чтобы рассматривать этот регион как не имеющие особого значения задворки Европы, России и Ближнего Востока. Однако история опровергает это мнение.

Балканы – это такой регион, о котором люди склонны забывать. Зажатый между Черным и Адриатическим морем, полуостров представляет собой причудливую смесь религий, народов и культур. Сложность и непонятность Балкан – вкупе с географической ситуацией – склоняет нас к тому, чтобы рассматривать этот регион как не имеющие особого значения задворки Европы, России и Ближнего Востока.

Однако история опровергает это мнение

Если смотреть с исторической точки зрения, то Балканы – это такое место, где цивилизации сливались и сталкивались. В средние века полуостров попал под контроль Византийской империи. В 15 веке он оказался в центре внимания продвигающихся на запад оттоманских турок. В 19 столетии он вновь стал точкой напряженности между Востоком и Западом во время Крымской войны. Когда разразится великая европейская война, заметил как-то Бисмарк, она «возникнет… из такой глупой вещи как Балканы». Оказалось, что он был прав. Спустя 50 лет Германия именно на Балканах спровоцировала первую мировую войну. Через двадцать лет этот регион стал ключевым стратегическим театром для Гитлера и держав оси. И не будем забывать о балканском кризисе 1990 года.

Неудивительно, что спустя десять лет Балканы в очередной раз становятся точкой схождения российских и европейских амбиций.

Введение Балкан в Европу

В ноябре 2009 года федеральный канцлер Германии Ангела Меркель провела встречу с президентом Сербии Борисом Тадичем в Берлине, в ходе которой она выразила полную поддержку планам вступления Сербии в Европейский Союз. Надежды Сербии были затем подкреплены в январе, когда министр иностранных дел Испании пообещал, что во время председательства в ЕС его страна будет делать все возможное для интеграции Сербии в ЕС. «2010 год будет ключевым для всех западных Балкан, - заявил Мигель Моратинос (Miguel Moratinos). – Я могу гарантировать от имени Испании как председательствующей страны, что мы сделаем все возможное для продвижения в этом направлении».

Похоже, что Сербия не одна на этой дистанции. В тот же день, когда Меркель в ноябре объявила о своей поддержке Сербии, министры иностранных дел ЕС на встрече в Брюсселе согласились продолжить рассмотрение заявки Албании на вступление в стремительно развивающийся блок 27 государств. В январе лидеры ЕС уже стали говорить об ослаблении визовых ограничений для того, чтобы облегчить албанцам поездки по Европе.

Сомнения относительно амбиций ЕС на Балканах были рассеяны в письме, которое было распространено на встрече министров иностранных дел ЕС в Брюсселе 25 января. По данным радиостанции Deutsche Welle, в письме весьма амбициозно было заявлено о том, что в 2010 году ЕС должен «завершить переговоры о вхождении Хорватии, начать переговоры с Македонией, усилить роль Союза в Боснии, отменить визы для граждан Албании и Боснии, а также продвинуться вперед в рассмотрении заявки Сербии на вступление в блок» (27 января).

«Это подходящий момент для того, чтобы подтвердить на высоком уровне обязательства ЕС в отношении (Балкан), а также наметить дальнейшие конкретные действия», подчеркнули в своем письме представитель Греции Димитрис Друтсас (Dimitris Droutsas) и представитель Австрии Микаэль Шпинделеггер (Michael Spindelegger).

Сообщая о заявлениях Германии и ЕС, сделанных в ноябре прошлого года в поддержку вступления Сербии, аналитический центр Stratfor заметил, что сейчас существуют «наиболее явные из имевшихся до сих пор указаний Европейского Союза о том, что он серьезно  настроен по поводу принятия балканских стран в Европейский Союз в кратчайшие сроки (17 ноября 2009 года; курсив везде мой).

Российский фактор

Под руководством сильного лидера Владимира Путина Россия стала активно восстанавливать свое влияние на региональном, а также на глобальном уровне. С 2000 года Кремль обеспечил себе контроль на большей части своей периферии, особенно вдоль своих границ с Европейским Союзом (именно в этом был главный смысл вторжения России в Грузию в августе 2008 года).  Со стратегической и исторической точек зрения, Балканский полуостров – хотя он и не входит в сферу непосредственного влияния России – всегда был важным плацдармом  для периодических вторжений европейских государств в Россию.

С оборонной точки зрения, Балканы требуют очень внимательного отношения к себе со стороны Кремля. Однако для Путина, придерживающегося наступательной тактики, этот полуостров требует значительно большего. Вот почему в октябре прошлого года российский президент Дмитрий Медведев совершил широко разрекламированный визит в Белград, где он предложил сербам кредит на сумму в 1 миллиард евро (1,4 миллиарда долларов США)  и открыто обсуждал вопрос о стратегическом партнерстве с Сербией.

Через месяц российский министр иностранных дел Сергей Лавров посетил Боснию-Герцеговину, где он, как сообщает Eurasia Daily Monitor, призвал «правительство в Сараево к тому, чтобы оно не соглашалось с предлагаемыми США и Европейским Союзом конституционными и экономическими реформами» (9 ноября 2009 года). Помимо участия в политических дискуссиях в регионе, Москва продолжает оставаться главным экономическим партнером на Балканах, особенно в энергетическом секторе.

Россия имеет также любопытные военные планы в отношении Сербии. 21 октября прошлого года Россия подписала с Сербией соглашение о строительстве гуманитарного центра по чрезвычайным ситуациям в расположенном на юго-востоке  страны городе Ниш (Nis). Хотя он преподносится как региональный центр для оказания помощи при чрезвычайных ситуациях в юго-восточной части Европы, тем не менее некоторые эксперты не могли не заметить политический, а также военный характер запланированных объектов. Этот центр будет связан с людьми на самом высоком уровне в Кремле, заметил один из аналитиков Stratfor, «и это заставляет мир переосмыслить свое отношение к Балканам, а также к российскому участию в делах этого региона» (21 октября 2009 года).

Этот гуманитарный центр будет находится под управлением Российского министерства по чрезвычайным ситуациям. Это ведомство вышло из недр  управления военной внешней разведки (известное как ГРУ), и оно занимается не только вопросами, связанными с возникновением чрезвычайных ситуаций.  Stratfor сообщает о том, что «оно участвует в подавлении боевых действий  на Кавказе, а в сферу его деятельности входят также силы гражданской обороны», что, по сути, означает наличие своих собственных вооруженных сил, а также доступ к российским военным структурам. Принимая во внимание наличие этих связей, «следует отметить, что Москва, судя по всему, закладывает логистическую основу (в Сербии), которая – намеренно или нет – имеет также и военное значение» (там же).

А что Германия и ЕС думают по этому поводу? Stratfor продолжает: «Несмотря на (некоторые) ограничения, которые делают этот шаг в большей мере символическим в ближайшем будущем, Москва приступила к созданию своего первого логистического центра, который может потенциально использоваться в военных целях, за пределами территории бывшего Советского Союза. Кроме того, этот центр будет управляться министерством, которое представляет собой структурное подразделение российской военной разведки. Если все это поставить в контекст  недавнего визита в Белград российского президента Дмитрия Медведева, то следует признать, что Россия С ЭНТУЗИАЗМОМ ПРИХОДИТ НА БАЛКАНЫ».

Напомним, что это был конец октября. В ноябре Германия и Европейский Союз проинформировали Сербию (и Албанию) о том, что они готовы начать рассматривать вопрос об их полном членстве в ЕС. Выбранное для этого время заслуживает внимания. Случайные совпадения такого рода редко встречаются в международных отношениях. Совершенно очевидно, что Балканы – и особенно Сербия – вновь превращаются в главную точку напряженности в отношениях между Москвой и Европой.

Итог

В конечном счете, для Европы и России существуют два варианта. Первый состоит в том, чтобы вместе сесть за стол переговоров, обсудить свои стратегические интересы и поделить между собой Восточную Европу и Балканы. Гитлер и Сталин именно так и поступили в 1939 году. Альтернативный вариант – это позволить напряженности нарастать, пока ситуация не взорвется, и это не приведет к вооруженному конфликту. Как уже предсказывал Trumpet, наиболее вероятным представляется первый вариант. Будем следить за развитием событий, стараясь не пропустить тот момент, когда Россия и Германия/Европа встретятся и будут обсуждать пакт о ненападении, похожий на пакт Молотова-Риббентропа, заключенный за несколько дней до начала Второй мировой войны.

Возможно также, что Кремль, озабоченный быстрым развитием и укреплением европейского супергосударства,  может придти к выводу о том, что ему надо произвести в строну ЕС и Запада предупредительный выстрел. Спровоцированный Кремлем военный или энергетический кризис в таком месте как Сербия или Украина, несомненно, предупредит Берлин и Брюссель об опасности игнорирования стратегических интересов своего восточного соседа. Скорее всего, это приведет к тому, что Германия и Европа сядут за стол переговоров с Россией.

Что бы ни произошло, история требует, чтобы мы не спускали глаз с Балкан. Об этом идет речь и в библейском предсказании. В мае 1953 года Герберт Армстронг (Herbert Armstrong) писал о важнейшем предсказании конца света: «Неожиданно мир узрит СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ЕВРОПЫ, - писал он. – Некоторые из балканских государств, находившиеся под российским сапогом, станут его членами» (журнал «Good News»).

Одно только это заявление объясняет приглашение Германии и ЕС, направленное в адрес балканских государств, о вхождении в европейское лоно. Господин Армстронг основывал свой прогноз относительно единой Европы (которая будет включать и восточный блок) на многочисленных библейских пророчествах, включая удивительное пророчество, содержащееся в Книге пророка Даниила (вторая глава). Это пророчество является ключевым для понимания как европейской истории, так и пророчеств в целом.

А пока не спускайте глаз с Балкан.