Утром с космодрома Кеннеди стартовал космический челнок Discovery. Давайте посмотрим.
 
Красиво. Красивые кадры предрассветного запуска. 7 членов экипажа отправились в последнюю миссию NASA на Международную космическую станцию. Каково будущее у полетов человека в космос, когда закроется программа космических челноков.
 
Точнее, как будет выглядеть эта программа в США? Это тема последнего номера журнала Discover. Ко мне присоединяется главный редактор журнала Кори Пауэлл.
 

Кори, спасибо, что пришли. Думаю, никто не осознает, как быстро это все завершится. Еще три запуска челноков, а дальше что?
 
КОРИ ПАУЭЛЛ, главный редактор журнала DISCOVER: Еще три челнока. В сентябре программа запуска челноков, начатая в 1981 году, закрывается. И теперь мы будем летать на русских космических кораблях «Союз». Стоимость миссии равна 50 миллионов долларов.
 
- Это удивит многих. Мы сейчас платим за место на русских космических кораблях?
 
- Да. Это начало партнерства по американской космической программе. Надеюсь, что это временное решение. В будущем это ведет к созданию новой частной космической индустрии.
 
- Вы говорите о коммерциализации полетов, которая заполнит пробелы или займет место госфинансирования?
 
- Именно. Мы надеемся. Но пока мы к этому еще не пришли. То есть мы сейчас находимся на странном распутье. Выбора, собственно, и нет. Как известно, NASA уже давно планировала закрыть программу космических челноков, не имея запасного варианта. А администрация Обамы только что закрыла тот самый альтернативный проект - программу «Созвездие».
 
- Правильно. Мы ожидаем услышать от президента Обамы планы или его видение этой программы страны на следующей неделе 15 апреля. Каковы Ваши ожидания?
 
- Многие детали этого уже известны. В принципе, концепция, как я уже говорил, заключается в следующем: администрация Обамы возьмет около 10 млрд долларов, выделенных на строительство гигантских летательных аппаратов NASA нового поколения, и использует их для технологических исследований и разработок. Отдаст это в руки частного сектора из расчета, что через 4-5 лет мы окажемся в начале того, с чего начиналась аэрокосмическая индустрия 40-50 лет назад. Будут частные перевозчики, такие известные, как Boeing и Lockheed Martin, а также появятся и новые компании, готовые восполнить нехватку перевозчиков.
 
- Заглядывая в будущее на 10 лет вперед, как Вы себе это представляете?
 
- Дело в том, что, мне кажется, мы наблюдаем за интересным разрывом между, скажем, поколением «Аполлон» и поколением IPod. Старшее поколение смотрит на это - и оно в шоке. Знаете, они ведь практически закрывают старую NASA. Что здорово, так это то, что мы избавляемся от идеи вливать деньги в то, что уже работает, и рискуем. А это определенно риск: делать ставку на новые технологии и позволять действовать частным производителям. И люди, обладающие знаниями, не исчезают, они просто борются за другие контракты, переходят в другие компании.
 
- Потрясающе будет наблюдать за этим. До того как я Вас отпущу, я хочу немного поговорить с Вами, если Вы не против, о женщинах. Мы говорили, что эта экспедиция имеет историческое значение и в другом контексте: в космосе сейчас 4 женщины. И кто-то назвал это внеземной «женской силой». Что происходит?
 
- Да, три - на борту космического челнока, и одна - уже на космической станции. Так что впервые в космосе - 4 женщины. И знаете, интересно, что это лишь часть более значительной тенденции. Если Вы сходите на научную конференцию о космосе, на инженерную конференцию, гендерный баланс абсолютно сдвинулся. Неважно: это NASA или частное предприятие, Вы увидите, что состав групп людей в космосе будет в будущем выглядеть совсем иначе.
 
- Что примечательно для меня, так это их возраст: ведь двум из них - за 40. Не ожидаешь, что они молоды и в прекрасной форме. И полагаю, они действительно в потрясающей форме в этом возрасте?

 

- Каждый год этот возраст кажется мне все более и более молодым. Я думаю: «Ох, неужели они пускают детей в космос?»

 
- Остальных из нас это все же шокирует. Была рада Вас увидеть. Кори Пауэлл, редактор журнала Discover.

Перевод выполнен Ино ТВ.