Постоянно меняющийся российский план по вступлению во Всемирную торговую организацию совместно с Казахстаном и Белоруссией (о котором впервые объявили в июне 2009 года), по-прежнему находится в подвешенном состоянии. Заместитель премьер-министра России Игорь Шувалов сказал недавно, что Россия решила самостоятельно продвигаться к членству в ВТО. Однако Кремль быстро выступил с разъяснениями, заявив, что позиция Москвы определится после саммита Таможенного союза трех государств, который состоится 5 июля. На данный момент невозможно предугадать, каким будет результат этой встречи.

Но с большой долей уверенности можно утверждать одно: курс, выбранный по итогам июльского саммита, будет принят по той причине, что для Москвы он станет самой короткой дорогой в ВТО. Некоторые средства массовой информации  Запада подчеркивают, что премьер-министр Владимир Путин якобы против ВТО, однако это лишь игра в "плохого и хорошего полицейского" – излюбленная тактика правящего российского тандема, которую он избрал во внешнеполитических целях. СМИ, похоже, забывают, что именно Путин в 2000 году начал процесс вступления России практически с нуля, и за два президентских срока большими усилиями почти довел его до завершения.

Став президентом, Путин неоднократно подчеркивал, что вступление российских рынков в конкуренцию и принятие правил ВТО это единственный путь для стимулирования инноваций и привлечения инвестиций в захиревшую российскую экономику. "Сейчас главное, - заявил Путин в 2000 году, - не проспать вступление в ВТО".

Суета с сельским хозяйством

Многие на Западе с нетерпением ждут открытия российских рынков как панацеи для своих барахтающихся в кризисе экономик. Тем не менее,  мало кому удается уследить за всеми перипетиями этой кажущейся бесконечной истории с российским вступлением в ВТО.

Самое сложное препятствие на пути членства носит технический в основном характер, но пока эта проблема остается неразрешимой. Правилами ВТО вступающей стране запрещается увеличивать прямые сельскохозяйственные субсидии выше среднего уровня той суммы, которую она выделяла в течение трех лет перед вступлением. Но проблема в том, что российская государственная помощь этому сектору чрезвычайно мала – настолько мала, что сельское хозяйство в России было на грани банкротства еще до начала мирового экономического кризиса. Если помощь будет отменена, российские фермеры исчезнут как класс. В действительности, доводы Москвы в пользу того, что ей надо предоставить исключительное право для увеличения сельскохозяйственных субсидий, вполне обоснованны, потому что  даже с учетом запланированных увеличений уровень дотаций в России все равно будет гораздо ниже, чем в Евросоюзе.

И тем не менее, Запад принципиально стоит на своем. Западные страны чувствуют, что нарушение ключевых правил ВТО, даже в качестве исключения, создаст прецедент, из-за которого будут уничтожены все сегодняшние достижения в либерализации международной торговли продуктами питания, обеспеченные при помощи США. Длящийся уже десятилетие раунд переговоров в Дохе о реформе ВТО, который прежде всего нацелен на дальнейшее снижение "извращающих рынок" сельскохозяйственных субсидий, может быть полностью сведен на нет.

Московским ответом на такое безвыходное положение стал "трюк с таможенным союзом". Создав единый блок с Белоруссией и Казахстаном, Россия теоретически сможет воспользоваться их квотами на субсидии и обойти это препятствие. Белоруссия в последние годы субсидирует своих фермеров в размерах, почти в два раза превышающих субсидии своего гигантского восточного соседа. Более того,  белорусский президент Александр Лукашенко, похоже, отказался от своих претензий на белорусскую квоту, поскольку  неоднократно обещал отменить к концу года все прямые выплаты фермерам. Если он выполнит свое обещание, у России и Казахстана появится достаточно возможностей для выделения своих запланированных субсидий, и при этом они останутся в пределах разрешенных лимитов.

Но такое "изящное решение" наталкивается на большие трудности в практической реализации. Вступление в составе союза государств не имеет прецедента, а следовательно, создаст несметное количество бюрократических проблем.

Все сложнее и сложнее

Но что еще важнее, данный проект натолкнулся на трудности и в самом Таможенном союзе. Этот несносный ребёнок Лукашенко активно использует имеющиеся у него рычаги, шантажируя Кремль и вынуждая его идти на все новые энергетические и торговые уступки. Страшно подумать, что такая важная вещь как нынешний этап развития ВТО вполне может оказаться в значительной степени  в руках Лукашенко - этого известного своей крайней непредсказуемостью президента. Кроме того,  проект по приведению советской в своей основе экономики Белоруссии в соответствие с требованиями ВТО наверняка будет наталкиваться на постоянные задержки и проволочки.

Короче говоря, судя по развитию событий с июня прошлого года, когда Москва впервые заявила о создании Таможенного союза, вполне может оказаться, что реализовать эту тактику Кремлю будет столь же сложно, как и добиться для себя исключения из правил ВТО в отношении сельскохозяйственных субсидий.

За последние два года Москва приложила неимоверные усилия для реализации той или иной схемы вступления. Кремль шел на уступку за уступкой практически по всем нерешенным вопросам, включая начало болезненного процесса либерализации внутренних тарифов на электроэнергию и плановое прекращение дотаций основным промышленным гигантам.

В дополнение к этому Москва пошла на заключение договоренностей по давним спорам (которые обойдутся ей в миллиарды долларов), а также предложила выгодные уступки многим крупным сельскохозяйственным державам, включая Украину, Малайзию, Аргентину и Канаду, дабы (среди прочего) предупредить их возражения против столь необходимого ей исключения из правил ВТО. Кремль заручился поддержкой своей позиции у Евросоюза и десятков отдельных государств.

Мяч на стороне Вашингтона

Из-за мирового экономического кризиса вопрос о вступлении России в ВТО стал для нее еще более важным и безотлагательным. Многочисленные пакеты стимулов Кремля, включая помощь гигантскому автопроизводителю "АвтоВАЗу" на 2 миллиарда долларов, оказались в целом неэффективными из-за отсутствия в стране инноваций и необходимых технических знаний и опыта. Перспектива дальнейших банкротств и увольнений создает значительные экономические и политические угрозы российским руководителям. В то же время,  Запад также все больше заинтересован в открытии российских рынков, поскольку это послужит стимулом для его собственного подъема.

На самом деле, Соединенные Штаты это последняя страна, серьезно выступающая в защиту жестких реформ в вопросах сельскохозяйственных дотаций. В заявлении, сделанном всего несколько дней тому назад, Вашингтон снова приветствовал решимость Москвы вступить в ВТО, однако подтвердил свою позицию, заявив, что России необходимо соблюдать все правила организации, дабы занять место за столом переговоров.

Россия в последние месяцы настойчиво работает над улучшением своих отношений и над усилением влияния на руководство США. Вашингтон, наконец, получил доступ к воздушному пространству России для переброски грузов военного назначения в Афганистан, а Кремль намекнул, что может поддержать американский призыв о введении дополнительных международных санкций против Ирана, являющегося его ближайшим союзником на Ближнем Востоке. Москва периодически озвучивает мысль о том, что нынешняя разрядка между двумя странами вполне может перерасти в крепкое партнерство.

Москва настаивает, что мяч теперь на стороне Вашингтона, и призывает американского президента Барака Обаму принять один из двух предложенных Кремлем планов вступления в ВТО. Если он откажется это сделать, исчезнут практически все шансы на то, что Россия присоединится к ВТО менее чем через два года. И хотя Москва наверняка продолжит свои усилия по вступлению в эту торговую организацию, те возможности, которые существуют сегодня для наращивания американо-российских взаимоотношений, будут серьезно дискредитированы.

Так что же сделает Обама?

Стас Ивашкевич - радиожурналист белорусской службы "Радио Свободная Европа / Радио Свобода". Взгляды, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно ее автору, и не являются отражением позиций "Радио Свободная Европа / Радио Свобода".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.