Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пять мифов вокруг отказа от ядерной бомбы

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМомент взрыва водородной бомбы
Момент взрыва водородной бомбы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Навязчивый кошмар, мучающих нас всех: после 65-летнего перерыва вновь используются ядерные бомбы. И всё же, несмотря на явную опасность, связанную с существованием ядерного оружия, все девять наций, имеющие его, судорожно цепляются за свои арсеналы, а кое-кто, как Иран, страстно желает им завладеть. Нынешние ядерные державы сопротивляются разоружению, потому что верят, или говорят, что верят, в несколько мифов о том, как легко нечестным режимам завладеть ядерной бомбой, и как эффективно они смогут этим воспользоваться.

Навязчивый кошмар, мучающих нас всех: после 65-летнего перерыва  вновь используются ядерные бомбы. И всё же,  несмотря на явную опасность, связанную с существованием ядерного оружия, все девять наций, имеющие его,  судорожно цепляются за свои арсеналы, а кое-кто, как Иран, страстно желает им завладеть. Нынешние ядерные державы сопротивляются разоружению, потому что верят, или говорят, что верят, в несколько мифов о том, как легко нечестным режимам завладеть ядерной бомбой, и как эффективно они смогут этим воспользоваться.

1. Мы не хотим уничтожать ядерное оружие, потому что другие страны обманным путём будут тайно изготовлять его

Когда страна получает в свое распоряжение бомбу, это происходит потому, что остальному миру не достало решимости её остановить, а не потому, что кого-то застали врасплох.  

Почти каждый шаг на пути к получению ядерного оружия оставляет свои предательские следы. Чтобы изготовить бомбу, нужен высокообогащенный уран или плутоний. Уран можно найти лишь в немногих местах, и все национальные разведслужбы зорко следят за такого рода сделками. Обогащение урана требует специализированного оборудования, конструкция которого и выделяющиеся при этом загрязняющие вещества хорошо известны специалистам. И уж никак не могут пройти незамеченными испытания бомбы: ядерные взрывы сопровождаются сейсмическими, акустическими и радиоактивными сигналами, которые ни с чем невозможно спутать.

Ни одна страна не могла поставить на вооружение в свои войска ядерное оружие оперативно-тактического назначения,  чтобы Соединённые Штаты Америки заранее не знали об этой программе. Начиная с 1960-х годов спутники сделали возможным выявление структур, используемых для производства материалов, необходимых для изготовления ядерного оружия; эта картина пролила свет на работы по изготовлению ядерной бомбы в Китае, а затем в ЮАР и Пакистане. Традиционные техники шпионажа позволили раздобыть информацию о французских, индийских и иранских программах. Сведения об импорте редких и подозрительных материалов впервые вызвал  у нас тревогу относительно намерений Израиля.

Сейчас на помощь собственным усилиям спецслужб США пришли системы международного мониторинга. Международное агентство по атомной энергии, осуществляющее надзор за использованием ядерных материалов для производства энергии для мирных нужд специализируется на выявлении попыток использовать эти материалы для изготовления оружия; и если  из страны высылают представителей МАГАТЭ, как в 2002 году в Северной Корее, то это первый признак, что ничего хорошего там ждать не приходится. К вящему неудовольствию наций, играющих не по правилам, близится к завершению создание мировой системы мониторинга (с использованием сейсмических и других технологий) в рамках Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

2. Ядерное оружие – гарантия безопасности

Страны, владеющие ядерным оружием, утверждают, что оно является решающей страховкой против войны или против поражения в войне. Однако последние события свидетельствуют об обратном: ядерные державы в наш атомный век нередко принимали  участие в войнах, и зачастую их проигрывали.

В 1973 году Египет и Сирия атаковали вооружённые силы Израиля; Ирак выпустил ракеты по израильским городам во время войны 1991 года в Персидском Заливе – хотя у Израиля было ядерное оружие. Соединённые Штаты Америки оказались в патовой ситуации в Корее и проиграли войну во Вьетнаме, хотя у них были десятки тысяч единиц ядерного оружия. Это оружие не помогло нам ни в Ираке, ни в Афганистане. А Советский Союз проиграл не только войну с Афганистаном, но и «холодную войну», и весь его ядерный арсенал оказался бессилен противостоять распаду СССР.

Этот миф начался с идеи о том, что бомбардировка Хиросимы и Нагасаки принудила Японию к капитуляции во Второй мировой войне. Американцы проходят это в школе; однако в японской литературе говорится, что войну в Тихом океане выиграли отважные американские и союзнические воска, разбившие их, но не ученые проекта «Манхэттен».  К лету 1945 года 66 японских городов уже были разрушены неядерными бомбардировками; на этом фоне Хиросима стала просто ещё одной потерей. Наконец, в авторитетной статье, опубликованной в 2007 году в International Security, Уорд Уилсон (Ward Wilson), ныне старший научный сотрудник в институте Монтрея (Monterey Institute), отметил, что японский Верховный суд собрался для обсуждения вопроса о капитуляции не сразу после Хиросимы; японцы решились на этот шаг  лишь через три дня после того, как русские объявили войну Японии и захватили Манчжурию.

3. Пока существует ядерная энергия, до тех пор будет существовать и ядерное оружие

Технологические связи между атомной энергией и ядерным оружием действуют в обе стороны: тот же процесс обогащения урана, который используется для изготовления топлива для ядерных реакторов, можно, с небольшими изменениями, использовать для получения бомбового топлива; можно использовать для производства ядерного оружия и плутоний, который в некоторых странах получают при рециклировании реакторного топлива. Все страны, присоединившиеся к ядерному клубу после 1968 года, когда был подписан договор о нераспространении ядерного оружия – Индия, Израиль, Северная Корея и Пакистан – приобрели свое оружие под прикрытием программ развития мирной ядерной энергетики.

Однако истории ни к чему постоянные повторы. Связи между двумя технологиями можно использовать и для предотвращения применения программ мирной энергетики в качестве набора для начинающих изготовителей бомб, при условии, что отдельные государства прекратят собственное производство реакторного топлива. Поручение возглавить производство ядерного топливо межнациональным организациям могло бы не позволить государствам направлять ядерное топливо на программы вооружений. Уже теперь самыми крупными производителями ядерных реакторов являются межнациональные корпорации. Европа стала производит ядерное топливо на межнациональных предприятиях задолго до установления единой валюты. И Россия предлагает прибегнуть для обеспечения наций Ближнего Востока ураном к межнациональному урегулированию. В прошлом году Объединённые Арабские Эмираты  согласились поручить работу по обогащению урана для своих программ мирной энергетики другим странам; если на это согласятся и их соседи, можно будет оказать давление и на Иран с требованием последовать их примеру.

4. Если все страны уничтожат свой ядерный потенциал, мир может оказаться во власти мошенников, владеющих небольшим запасом оружия

Нам всем знакомы злодеи из романов о Джеймсе Бонде, угрожающие с помощью ядерного оружия захватить мировое господство. Но даже если злобному деспоту удалось бы тайно изготовить несколько бомб – что он от этого получит? Он не сможет с их помощью выиграть войну. Чтобы разгромить рассеянные по всему миру армии, понадобились бы сотни единиц оружия, что учитывали в своих планах развития ядерного конфликта в Европе НАТО и блок советских стран в эпоху «холодной войны».

Мошенники могут попытаться подчинить себе мир, угрожая ядерной атакой, но даже это не обеспечит им длительного доминирования. Другие страны могут попытаться заранее разрушить ядерный арсенал нанесением ударов традиционного оружия большой дальности. Если им это не удастся, они могут бросить на агрессора  обычные войска под защитой ракетного обстрела и авиации. При самом плохом развитии событий бывшие ядерные державы менее чем за год сумели бы восстановить свой ядерный потенциал. Мир не стал бы лучше, чем он был до разоружения.

Сегодня на смену злодеев в стиле Джеймса Бонда пришли террористы. Если им в руки попадёт ядерная бомба, результаты могут оказаться  катастрофическими – но террористов не сдержать ядерными вооружениями. Это окончательно замыкает круг: единственным реальным решением в ответ на угрозу ядерного терроризма является отказ от ядерного оружия, что станет и гарантией того, что оно не попадёт в руки террористов.  

5. Ядерное оружие – единственный способ стать мировой державой

Эта идея – пережиток «холодной войны», когда две мировые сверхдержавы были одновременно и двумя ведущими ядерными державами. Сейчас ядерное оружие в лучшем случае не связано с положением страны на мировой арене, а желание заполучить его себе может даже пойти государству во вред. Северная Корея имеет ядерное оружие, но не может прокормить свой народ, не говоря уже о том, чтобы оказывать сколько-нибудь заметное региональное или мировое влияние. Стремление Ирана иметь ядерное оружие привлекло к нему внимание всего мира, но вызвало лишь общее осуждение, развал экономики, снижение производства нефти и растущую политическую изоляцию.

Великобритания и Франция имеют ядерные вооружения, но среди европейских держав по своему влиянию в экономических вопросах их обеих затмила Германия – страна, не имеющая оружия. Бразилия, отказавшаяся от своей ядерной программы, и ЮАР, уничтожившая свой ядерный арсенал, - это страны с растущим влиянием на мировой арене. Китай и Индия активно развиваются, претендуя на звание сверхдержав, несмотря на то, что их ядерный арсенал очень невелик. Подъёму этих стран способствовал быстрый экономический рост, технологические достижения и прагматически выгодные политические и дипломатические решения.

Единственной мировой сверхдержавой были и остаются Соединённые Штаты Америки, но вовсе не из-за своих ядерных запасов – доминировать в мире нам позволяет наша экономическая и дипломатическая сила, а защищает нас широта географического охвата наших традиционных военных сил. Как показала практика неприменения ядерного арсенала в течение 65 лет, ядерное оружие не имеет большой ценности в районе боевых действий, а любая угроза его применить в большинстве ситуаций, близких к войне, просто не вызывает доверия. Неудивительно, что столь многие военные официальные лица предпочитают выделять меньше ресурсов на наш ядерный потенциал и больше – на оружие и военную технику, которые фактически используются
 
Барри Блэчмэн и Алекс Боллфрасс – научные сотрудники в центре Стимсона (Stimson Center), написавшие в соавторстве книгу "Unblocking the Road to Zero." («Расчистить путь к нулевому состоянии»). Они также участвовали в разработке Стимсоновой интерактивной модели риска в связи с возможным нарушением договора о разоружении, доступ к которой открыт на сайте www.cheatersrisk.com.