Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Радио Свободная Европа, свобода слова и просто свобода

© РИА Новости / Перейти в фотобанкРепродукция плаката "Свобода по-американски"
Репродукция плаката Свобода по-американски
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Работа "Радио свобода" проста: предоставлять свободу слова. RFE/RL вещает на 28 языках, причем вещает на некоторые страны, где свобода слова незначительна, а также на такие, где ее совсем нет. Поскольку эту свободу слова финансируют американские налоги, есть все основания задать вопрос – зачем?

Замечание редактора: П. О'Рурк недавно был гостем на RFE в Праге. Тогда он поделился своими мыслями по поводу того, почему миссия RFE имеет ключевое значение для формирования того, что он называет “свободным мироощущением”, это ощущение обладания “неким знанием, пониманием, и, исходя из этого, контролем, хотя бы контролем над своими собственными мыслями”.

Работа "Радио свобода" проста: предоставлять свободу слова. RFE/RL вещает на 28 языках, причем вещает на некоторые страны, где свобода слова незначительна, а также на такие, где ее совсем нет. Поскольку эту свободу слова финансируют американские налоги, есть все основания задать вопрос – зачем? Многие люди, особенно те, что были воспитаны в демократических обществах, ответили бы – “потому что свобода слова продвигает демократию”. Однако эта идея наделяет RFE/RL миссией, которая является одновременно слишком простой и слишком сложной.

Слишком простой она является потому, что “продвижение демократии” ставит демократию на один уровень с сырьем, продуктом, маркой еды, которую RFE/RL продает. А Госдепартамент, президент и Конгресс могут подсчитать, как много этого продукта было продано. Конгрессмен может сказать - “Я думал, мы в Иране реализуем чертову уйму демократии, и тут вдруг оказывается, что продажи начали снижаться!” Однако, демократия не является новым брендом закуски – Чипсы с сыром! – который нравится всем с первого укуса. Те, кто осуществляет диктаторскую власть, не пробуют эти чипсы. Демократия не настолько проста, как не проста и свобода слова.

С другой стороны, продвижение демократии делает миссию RFE/RL слишком сложной, слишком трудной, даже невозможной. Великие мыслители продвигают демократию со времен древних Афин. А теперь ожидается, что RFE/RL посредством нескольких передач сделает то, что за 2500 лет не смогли сделать легионы гениальных ораторов.

Америка – сильнейшая военная держава мира. Американская армия продвигает демократию. Были некоторые сложности в Ираке и Афганистане. Однако RFE/RL должна – посредством дешевых транзисторных радиоприемников – сделать то, что армия США, ВВС и ВМС, не смогла совершить при помощи оружия, бомб, самолетов и вертолетов на миллиарды долларов.

На самом деле, реальная миссия RFE/RL не является ни устрашающе сложной, ни чудовищно простой. RFE/RL поставляет информацию.

Информация есть суть того, что можно назвать “свободным мироощущением” – ощущением того, что ты свободен.

Люди должны, разумеется, быть свободными от физического и экономического давления. Однако в первую очередь они должны быть свободны от невежества.

Они должны быть способны оглядеться кругом, должны уметь видеть. Даже те, кто заперт в комнате, более свободны с включенным светом, чем если бы они были заперты в комнате без освещения – и наталкивались бы друг на друга и на предметы мебели.

В свободном мироощущении есть сила – ощущение того, что у тебя есть знания, понимание и потому контроль, хотя бы контроль над своими собственными мыслями.

Мощь Америки – не экономическая, военная или дипломатическая. Сила Америки заключается в идее, идее места, где у людей есть информация, понимание и контроль над своей жизнью. Однажды во время гражданской войны в Ливане на КПП Хезболлы меня остановил подросток с автоматом Калашникова. Увидев мой американский паспорт, молодой человек приставил к моему лицу дуло автомата и разразился двадцатиминутной тирадой о “великом американском дьявольском зле”. Я узнал, что Америка стала причиной войны, голода, несправедливостей, сионизма и нищеты во всем мире. Окончив свою проповедь, мальчик опустил оружие и сказал – “когда я получу green card, я поеду Мичиган, в Дирборн, и буду учиться на стоматолога”.

Информация – источник гражданской позиции. Без информации невозможна даже попытка построения гражданского общества.

Работа RFE/RL имеет большое значение в плане предоставления информации, и еще более важной она является в предоставлении информации точной. RFE/RL не всегда идеально успешна в предоставлении точной информации. Это и невозможно. Ни одна организация или честное лицо не может всегда предоставлять абсолютно точную информацию. Я вам говорю как журналист. Иногда мы понимаем вещи неправильно. Спросите генерала Маккристала. Важна попытка, важны усилия. Усилия по предоставлению точной информации борются против слухов, теорий заговоров, ненависти к козлам отпущения и кровавых наветов.

Невежество создает мировоззрение, которое конфликтует со свободой, потому что невежество исключает информацию, понимание и самоконтроль, необходимый для ощущения себя свободным, свободным сердцем, неважно насколько несвободен ты физически, телом.

Передача точной информации представляет собой основу доверия между людьми - доверия, которое может распространяться на семью, клан, племя или маленькую группу единомышленников. Распространение доверия – базис договоренностей, которые лежат в основе свободного и демократического общества. Нам нужен обмен информацией, потому что нам нужно согласие.

Однако, обмен информацией нам нужен также потому, что нам необходимы разногласия. Споры по поводу проблем - споры, основанные на точной информации, - также лежат в основе свободного демократического общества. Именно посредством информированных, просвещенных споров и дискуссий члены свободных обществ могут “воевать, не убивая”.
 
На самом деле, в каком-то смысле просвещенные дискуссии позволяют нам “бороться, не одерживая победы”. В демократии не выигрывает ни одна из сторон – никогда. Другая сторона всегда может вернуться с дополнительными аргументами. И, может быть, в следующий раз, другая сторона будет права. Информация меняется, потому идеи меняются, потому разум людей меняется. Джона Кейнса как-то упрекнули в непоследовательности его утверждений об экономике. Он ответил: “Когда информация меняется, я меняю свою точку зрения. А ВЫ что делаете?”

В демократичном обществе мы не называем эти изменения войной, мы называем их политикой.

Еще один важный аспект свободы – свободный рынок. Я так говорю не потому, что свободный рынок обеспечивает процветание, хотя это так. И уж точно я не заявляю так, потому что капитализм всегда прекрасен, зачастую это не так. Значение свободного рынка для свободы возвращает нас к работе, которую делает RFE/RL – передача информации.

Свободный рынок – это информация. Это лишь одна часть информации, но важная часть. Свободный рынок говорит нам, сколько данный конкретный человек заплатит за данную конкретную вещь в данный конкретный момент времени. Свободный рынок – это не идеология, не вероисповедание или что-то такое, что мы должны принимать на веру, это лишь оценка, измерение. Это весы в ванной комнате. Мне может не нравиться то, что я вижу, когда встаю на весы, но я не могу издать закона, согласно которому я должен весить 160 фунтов. Авторитарные правительства думают, что они могут принять такой закон – закон, которые изменит измерение вещей.

Советский Союз распался не из-за Рейгана, Тэтчер, ракетных баз и Звездных войн. Он распался из-за болгарских джинсов. Свободный рынок пытался сказать коммунистам, что болгарские джины уродливы, что люди не станут носить болгарские джинсы, даже если от этого будет зависеть их жизнь. Однако Кремль не прислушался, и Берлинская стена пала.

И наконец, обмен информацией делает очень большой вклад в свободу. Когда мы общаемся с людьми, мы предполагаем равенство между людьми. Даже простое обращение к людям указывает на то, что эти люди – не “люди, которые недостойны, чтобы с ними заговаривали”. В свободном обществе каждый человек достоин того, чтобы с ним разговаривали.

В свободном обществе надо общаться с каждым, и мы должны быть способны получить информацию в ответ. Люди должны иметь возможность ответить. Люди должны иметь возможность коммуницировать с политической структурой. Люди должны иметь возможность  передавать какую-то информацию лидерам в политической структуре. Например, информацию такую – “вы уволены!“

И вот это – одна из важнейших вещей, которые делает RFE/RL. Они не просто делают так, чтобы их услышали. При помощи интерактивных передач, соцсетей, широкой сети местных корреспондентов RFE/RL также предоставляет слово своим слушателям и посетителям своего сайта. На эти передачи звонили даже талибы, чтобы поспорить с ведущим или гостями шоу.

Исходная посылка о равенстве граждан, которую RFE/RL подтверждает действием, представляет собой противоположность дискреционным полномочиям. Дискреционные полномочия, авторитарная власть означают, что некоторые люди определенно не заслуживают того, чтобы с ними разговаривали, они заслуживают лишь того, чтобы их убили.

Отрицая образование для женщин или отказывая в предоставлении прав меньшинствам, вы создаете целые категории людей, которые не достойны того, чтобы с ними разговаривали. Если вы не говорите с человеком, вы совершенно точно не станете его слушать.

Свобода – это прислушиваться к людям, которые говорят, в каком обществе они хотят жить и как они хотят жить. Простые и прямые линии коммуникации, которые RFE/RL создало, а теперь дни и ночи тратит на то, чтобы их поддерживать, и есть путь к демократии. То есть, не будет неправдой утверждать, что RFE/RL “продвигает демократию”. Так, это демократия, которая свободно льется из уст народа, а не та, которую впихивают им в глотки.