Африка и Европа в докладе Acs 2010 года

Авторы доклада 2010 года о соблюдении права на свободу совести в мире особенно озабочены ситуацией в Африке, на Ближнем Востоке и в Европе. Исследование, проделанное Acs «(Помощь страдающей церкви») и представленное вчера в Риме, в действительности более всего анализирует положение христиан. Доклад в 561 страницу состоит из 194 таблиц, относящихся к различным нациям, и базируется на анализе досье, официальных статистических данных, таких, как данные УБКБ (Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев), на ежегодной статистике католической церкви и, наконец, на газетных статьях. Но рассмотрим доклад в деталях.

Америка

Если в Канаде и Соединенных Штатах со свободой совести все обстоит благополучно, то этого нельзя сказать о Южной и Латинской Америке. В докладе утверждается, что Аргентина и Боливия движутся в направления равноправия различных религий, но правительства других стран находятся в состоянии открытой полемики с Церковью (от Венесуэлы до Никарагуа), а климат общего насилия или даже партизанской войны, характеризующий многие общества, нанес тяжелый удар по христианской церкви: многжество священников подверглось нападению или было убито в Бразилии, Колумбии и Мексике.

Африка и Ближний Восток


С черного континента доходят печальные вести как из северных, так и из центральных и южных зон. В Северной Африке и на Ближнем Востоке «налицо проблемы, вызванные  смешением религии с политикой, как в законодательстве, так и в менталитете большинства жителей. Следствием этого служит то, что гражданином с полными правами является только тот, кто придерживается доминирующей религии, в то время как представителей религиозных меньшинств в лучшем случае терпят, а зачастую считают, что они подрывают социальную стабильность».

Священнику становится все труднее получить визу в Алжир и Израиль, но и «светские» режимы Туниса, Ливии и Сирии начинают вводить ограничения в соответствующие законы.

В Израиле и Египте царит климат некоторого недоверия по отношению к христианам, в секторе Газа, контролируемом группировкой ХАМАС, он приближается к «уровню открытого преследования» (как в Саудовской Аравии и Йемене). В Ираке христианские общины на грани «вымирания», а в Иране шииты (эта ветвь ислама считается государственной религией) делают невыносимой жизнь суннитов. Но есть и исключения, представленные Кувейтом и Эмиратами, которые можно «рассматривать как примеры возможного мирного  сосуществования различных религий».

Дальше на юг, в Ботсване наблюдаются трудности для миссионеров, на Коморских островах приверженность к религии, отличной от ислама, считается преступлением: распространение Библии, например, считается преступлением. В Нигерии все 36 округов начали применять принципы шариата не только в семейном кодексе, но и в уголовном, что «привело к введению таких наказаний, как бичевание, отсечение конечностей и забивание камнями до смерти» (в стране наблюдаются случаи похищения и насильственного обращения в ислам подростков, особенно девушек, которые завершаются заключением браков с мужчинами-мусульманами). Подобные проблемы существуют и в Сомали, где 18 апреля 2009 года парламент одобрил закон о введении шариата на всей национальной территории, а также в Судане, где в 16 северных провинциях действуют законы ислама.

Азия

Не только в Китае мало уважается религиозная свобода. Беспокойство вызывают и страны Средней Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан), уже не говоря об Афганистане, Северной Корее и Мьянме. Индия и Пакистан представляют собой другой случай. Эти страны на бумаге уважают религиозные меньшинства, но на местном уровне очень часто попирают их права, как это случилось в Ориссе (Индия) и в шести штатах, в которых ультранационалисты-индуисты препятствуют обращению в другую веру. В Пакистане «с 1986 по 2010 год, по крайней мере, 993 человекам было предъявлено обвинение в профанации Корана и оскорблении пророка Магомета. Среди них 479 человек были мусульманами, 129 — христианами, 14 — индуистами, 340 человек принадлежали к ахмадийской мусульманской общине, а остальные 10 человек  исповедовали другие религии». В Азии хорошие новости приходят из Бутана, Непала, Таиланда, Камбоджи и Филиппин (если исключить нерешенный вопрос на Минданао).

Европа

Старый Свет, с точки зрения  Acs, вызывает разочарование. В то время как в Африке проблемы христиан связаны с государственным исламом и радикальным исламом, распространенным в обществе, в Европе главный враг свободы христиан - «это светский менталитет, который выражается в антихристианском поведении, также и на уровне европейских институтов».

Это, конечно, самая противоречивая часть доклада, в котором говорится, что «в Испании религиозная свобода гарантирована, но светское отношение, имеющее место в политической среде, вырабатывает нормы, которые ее подрывают». Или же в докладе есть такие слова: «В Германии существует культурная оппозиция принципам христианского сообщества, в частности католической церкви в таких вопросах, как семья, сексуальная мораль, защита человеческой жизни. Принципы этой оппозиции распространяются средствами массовой информации, что приводит к предвзятому враждебному отношению к христианству». В заключении документа упоминается Италия, а именно случай решения Европейского суда по правам человека по поводу размещения распятий в школьных аудиториях, но не комментируются атаки на мусульманские сообщества со стороны влиятельных представителей правительственного большинства.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.