В 2011 году в вопросах внешней политики перед президентом Обамой встают нерешенные проблемы и новые вопросы, в том числе — республиканская палата представителей, готовая противостоять тем политическим решениям, которые они сочтут неудачными.

Сменить направление внешней политики Обамы республиканцы не в силах, но именно они регулируют денежный поток, финансирующий деятельность администрации. Разгромив на промежуточных выборах демократов, республиканцы намерены использовать эту возможность оказать влияние на президента.

Представитель Республиканской партии от штата Флорида Илеана Рос-Лехтинен (Ileana Ros-Lehtinen), не очень любимая в странах с левыми и экстремистскими режимами (так, Фидель Кастро назвал ее «яростная волчица», а Северная Корея — «ничтожество»), примет бразды правления комитетом по международным отношениям у Хоуарда Бермана (Howard Berman), демократа от штата Калифорния.

Подразделения комитета, как ожидается, также станут играть более важную роль в нынешней, республиканской, палате.

Республиканец Крис Смит (Chris Smith) от Нью-Джерси, один из главных защитников прав человека, возглавит подкомитет по Африке, здоровью человечества и правам человека; республиканец Дана Рорабахер (Dana Rohrabacher) от Калифорнии, безжалостный критик Китая и непримиримый борец с незаконной иммиграцией, — подкомитет надзора и расследований; республиканец Эд Ройс (Ed Royce), также от Калифорнии, который давно уже критично относится к действиям правительства Северной Кореи, возглавит подкомитет по терроризму, нераспространению ядерного оружия и торговле; и, наконец, республиканец Конни Мэк (Connie Mack) от Флориды, поносимый теми же представителями левых режимов в Латинской Америке, что ненавидят Рос-Лехтинен, возглавит комиссию по Западному полушарию.

В Сенате — перемен меньше, там демократы останутся в большинстве, хотя их количество уменьшится на шесть человек.

В последнем составе Конгресса председатель комитета по международным отношениям Сената представитель Демократической партии от штата Массачусетс Джон Керри (John Kerry), и второе лицо во фракции республиканцев Ричард Лугар (Richard Lugar), штат Индиана — центрист, к которому в связи с грядущим 2012 годом обращено внимание многих консерваторов, — совместно работали над рядом наиболее важных вопросов, в который вошли и многомиллиардная экономическая помощь Пакистану, и сопровождение договора о ядерном разоружении СНВ вплоть до его ратификации в России.

Вот пять ключевых тем, которые встанут перед законодателями и Белым домом в 2011 году.

Иран

А пока Обама готовится к битве за переизбрание его президентом, Иран остается самой крупной нерешенной внешнеполитической проблемой его президентского срока.

Дипломатические усилия Белого дома, направленные на то, чтобы заставить Тегеран отказаться от своего атомного проекта, привели в июне к введению Советом безопасности ООН нового пакета санкций, но это произошло только после того, как эти требования стали достаточно размытыми, чтобы Россия и Китай, имеющие право вето, согласились с ними. Тем временем Иран завез топливо на построенную российскими силами атомную станцию, которая вскоре будет готова вступить в эксплуатацию.

Тегеран же тем временем насмехается над санкциями. В конце декабря New York Times написала, что за последние десять лет министерство финансов одобрило уже порядка десяти тысяч исключений из этих санкций, что позволяет, например, компании Kraft продолжать экспортировать в Исламскую Республику товары вроде жевательной резинки или острого соуса под видом гуманитарной помощи.

В 2010 году в Конгрессе самые, казалось бы, непохожие группы объединили усилия, чтобы заставить администрацию ужесточить обращение с Ираном, который упорно идет к своей сомнительной цели — стать государством с ядерным потенциалом.

В апреле демократ Джесс Джексон (Jesse Jackson), Иллинойс, и Майк Пенс (Mike Pence), Индиана инициировали составление послания к президенту, подписанное сотнями законодателей. В послании содержится обращенный к Обаме призыв «исполнить обещания, данные в июне 2008 года, согласно которым он „сделает все возможное, чтобы предотвратить появление у Ирана ядерных вооружений“», «быстро» привести в исполнение законопроект о санкциях, как только закончится его обсуждение, и использовать все рычаги президентской власти, чтобы применить к Тегерану «карательные меры».

Теперь, когда в нижней палате господствует Республиканская партия, такие совместные межпартийные усилия будут проявляться все больше и больше. Рос-Лехтинен также пообещала, что в списке дел на 2011 год комитета по международным отношениям Иран станет «вопросом номер один, номер два и номер три».

Надзор

Крупнейшие последствия для внешней политики, наступившие вследствие прихода к власти в нижней палате Республиканской партии, по всей видимости, будут касаться вопросов надзора: новый председатель комитета международных отношений обещает провести слушания относительно того, как тратятся деньги, выделенные на внешнюю политику.

«Исполнительная власть считает, что вопросы международных отношений — это их прерогатива, — заявила Рос-Лехтинен в интервью, данном ею The Hill в декабре. — И они негодуют по поводу вторжения законодательной ветви власти в то, что они считали своей вотчиной. Ну что ж, ведь это мы контролируем финансовые ресурсы и в Палате представителей, и в Сенате, так что мы много можем спросить и по поводу исполнения решений».

Усилия будут направлены не только на оказание давления на президентскую программу, но и на обещанное республиканцами Америке снижение затрат на внешнюю политику и, возможно, даже на урезание бюджета самого комитета.

Что же может попасть под сокращение финансирования? Все, от гуманитарной помощи и Госдепартамента до таких управлений, как Агентство международного развития. Одна сфера приложения, «переполненная мошенничеством, растратами и злоупотреблением», за которую, по ее словам, Рос-Лехтинен готова взяться, это Совет ООН по правам человека, который гордится тем, что в его состав входит Куба и Ливия, а так же общее финансирование ООН. Обама вернул США в совет, несмотря на возражения многих законодателей.

Россия

Подчеркивая необходимость «перезагрузки» отношений с Москвой, Обама и Демократическая партия устроили судорожное 11-часовое заседание уходящего состава, призванное обеспечить ратификацию договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений СНВ-III, который в апреле был подписан Обамой и президентом России Дмитрием Медведевым. Нижняя палата Российского парламента — Государственная Дума — дала предварительное согласие на подписание, но предупредила, что полной ратификации не предвидится до, «самое раннее», середины января. Российские законодатели высказали опасение по поводу двух поправок, оставленных без внимания Сенатом: по поводу системы противоракетной обороны и по поводу модернизации ядерного арсенала США, — и теперь предлагают собственные поправки.

 «Мы не имеем права оставить без ответа эти дополнения, — заявил в сочельник председатель комитета по международным делам при Госдуме Константин Косачев. — Это будет создавать дополнительные преимущества для наших американских партнеров, а возможно, и оппонентов. Мы должны уравновесить эти преимущества».

Медведев позже выразил надежду, что борьба за принятие договора не отвратит американцев от «перезагрузки» отношений с Россией. Но постоянное обсуждение договора в новостях, сдобренное особым внимание Конгресса к тексту СНВ, снова вызывает подозрения в умах многих людей по поводу намерений Кремля, не отказывающегося от союза с Ираном и торговли оружием с Венесуэлой.

Кроме того, Хельсинкская комиссия — родина большинства законопроектов по международным отношениям, — по всей видимости, ужесточит меры по отношению к России вследствие ухудшающейся ситуации с соблюдением прав человека и свободой печати.

Смит займет кресло председателя, а сенатор Бен Кардин (Ben Cardin), демократ от штата Мэриленд, станет сопредседателем проекта: Кардин вместе с Джоном Маккейном (John McCain), республиканцем от штата Аризона, в качестве соорганизатора, представили законопроект «Правосудие в деле Сергея Магнитского» как раз перед парламентскими каникулами. Законопроект призывает применить экономические санкции против лиц, причастных к трагической гибели Магнитского в тюрьме, а так же аннулировать их визы, пока Россия не проведет тщательное расследование данного инцидента и «приведет российскую систему правосудия в соответствие с международными стандартами».

Москву не обрадует законодательное давление, появляющееся вследствие неодобрения, которое растет в Конгрессе из-за того, что Россия возвращается в эпоху Советов.

Северная Корея

И вот пришел сын, и он бряцает оружием в новом, доселе невиданном масштабе.

Младший сын и несомненный наследник угасающего диктатора Ким Чен Ира Ким Чжон Ын, получил звание, эквивалентное полному генералу. Это роизошло в сентябре, всего месяц спустя после того, как Северная Корея потопила в Желтом море южнокорейское судно «Чхонъан», в результате чего погибло 46 моряков. В ноябре Совет безопасности представил отчет, в котором были описаны дерзкие действия Северной Кореи, направленные на срыв многосторонних постановлений и помощь режимным государствам, в том числе помощь Ирану в осуществлении его ядерной программы. Отчет вызвал новый всплеск беспокойства в Конгрессе. 23 ноября северокорейская артиллерия открыла огонь по южнокорейскому острову Ёнпхёндо, в результате чего погибло четыре человека, а напряжение на полуострове поднялось до высот, не виданных десятилетиями.

Многие эксперты ожидают последующих ядерных испытаний или агрессии в попытке упрочить репутацию молодого Кима. И многие законодатели готовы к этому.

Ожидается, что в Республиканской палате обретут новую жизнь попытки законодательного давления на режим — и на Белый дом. Например, конгрессмен-республиканец от Аризоны Трент Фрэнкс (Trent Franks), член Комитета по делам вооруженных сил, после проведения Северной Кореей в мае 2009 года ядерных испытаний представил на рассмотрение проект «Защита Родины от северокорейских и иранских баллистических ракет». При спикере от Демократической партии Нэнси Пелоси (Nancy Pelosi), штат Калифорния, этот законопроект так и не прошел ни одного слушания.

В соответствии с поддержкой «совершенно драконовских мер» Фрэнкс заявил, что «он подумает» о представлении этого законопроекта на рассмотрение Конгресса 112-го созыва. Законопроект будет относиться к Северной Корее, но в нем в качестве модели будут использованы решения, примененные в 2009 году к Ирану в проекте «Мир благодаря силе». «Через пару месяцев время покажет, что будет»,  — сказал Фрэнкс в интервью, данном The Hill в ноябре.

Судан

Один из наиболее острых, но при этом наименее ожидаемый кризис грядущего года мог образоваться буквально через несколько дней после его наступления.

9 января на юге Судана пройдет референдум по разделению страны в рамках мирного соглашения 2005 года, целью которого является прекращение кровавой гражданской войны между мусульманским югом и христианским севером. Конгресс опасается, что референдум может вернуть страну к конфликту, который распространится на весь регион.

В начале декабря сопредседатель закрытого собрания по Судану республиканец от штата Вирджиния Фрэнк Вулф (Frank Wolf), республиканец от штата Массачусетс Майкл Капуано (Michael Capuano), республиканец от штата Техас Майкл Маккол (Michael McCaul) и демократ от штата Нью-Джерси Дональд Пейн (Donald Payne) направили письмо Обаме с просьбой послать госсекретаря Хиллари Клинтон, бывшего госсекретаря Колина Пауэлла (Colin Powell) и бывшего сенатора Джона Дэнфорта (John Danforth) в Судан «как можно скорее», чтобы сообщить лидерам государств региона, что США «не согласится на меньшее, чем» полное принятие и признание мирного соглашения.

В апреле эта четверка инициировала написание межпартийного послания к Клинтон, в котором была выражена обеспокоенность первыми за последние 25 лет национальными выборами, а также продолжающимся насилием по отношению к беженцам дарфурского геноцида.

23 сентября за этим последовало письмо к Обаме, которое было подписано, в частности, сенатором от республиканской партии, штат Канзас, Сэмом Браунбэком (Sam Brownback) и руководителем большинства в Палате, демократом от штата Мэриленд Стени Хойером (Steny Hoyer). Авторы письма призывали «администрацию предпринять дополнительные шаги по определению его стратегии в Судане, включая задачи по установлению точных сроков, действий и обязательств, которые будут предприняты в поддержку вариантов развития ситуации при победе в референдуме как южного региона, так и региона Абей».

Маккол, который в данном The Hill в октябре интервью сообщил, что правительство предоставляет «много морковок на палочках, за которыми может пойти ослик, но без самих палочек», предупредил о возможных репрессивных мерах со стороны северного региона, если результат голосования не удовлетворит этот регион. Препятствием для разделения страны является, в том числе, и распределение ресурсов с богатого нефтью юга.

Маккол подчеркнул, что стране грозит повторение Дарфурского геноцида.