Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гагарин бы удивился

© РИА Новости / Перейти в фотобанкОбъединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина в Смоленской области
Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина в Смоленской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодняшнее положение плачевно: русские летают на старом «Союзе» и работают как таксисты, которые за деньги иностранных партнеров доставляют астронавтов и груз на МКС. Американцы ломают голову над тем, как в новой ситуации сохранить жизнеспособным молох космической промышленности, не сократив рабочие места. Китай осторожно изучает путь, который два соперника холодной войны уже давно прошли.

Эра пилотируемой космонавтики началась 12-го апреля 1961 года, когда в космос первым полетел советский космонавт Юрий Гагарин. Впервые организм человека на долгое время оказался в состоянии невесомости, впервые он двигался со скоростью десятки тысяч километров в час, впервые человек увидел, какой Земля предстает из космоса. И небосвод, абсолютная чернота которого Гагарину напомнила «вспаханное поле, усеянное звездами».

Полет был достаточно безумным предприятием. Шансов, что молодой пилот вернется с орбиты живым и здоровым, согласно некоторым более поздним анализам, было меньше половины, и Гагарин не мог не догадываться об этом. Меньше чем за месяц до старта во время тренировки сгорел его коллега Валентин Бондаренко, в декабре 1960 года при возвращении из космоса сгорела кабина с двумя собаками, в октябре того же года на стартовой платформе взорвался ракетоноситель, погибли 92 человека, среди них был и маршал артиллерии, приехавший посмотреть на испытания. Сесть в кабину корабля «Восток», металлический шар диаметром меньше 2,5 метров, и взлететь к орбите – это требовало определенную долю мужества.

Ракетоплан в музей


Полет Гагарина в то же время был и уникальным техническим проектом, результатом стремления перегнать Соединенные Штаты. Успех миссии потом вызвал эйфорию и ощущение, что невозможного нет. Все 1960-е годы и начало 1970-х стали переломным периодом, когда одна космическая экспедиция сменяла другую. Ракеты двух супердержав стартовали, как на  конвейере, и на деньги никто не смотрел. Предполагалось, что до конца века люди уже будут гулять по Марсу и постоянно жить на Луне. Полеты экипажей на Венеру и к спутникам Юпитера казались сложной, но выполнимой задачей для первой половины XXI века.

В сравнении с такими ожиданиями сегодняшнее положение, можно сказать, плачевно: русские летают на старом (правда, постоянно модернизируемом) космическом корабле «Союз», которому уже больше 40 лет, и других новых вариантов у них нет. Они работают как таксисты, которые за деньги иностранных партнеров доставляют астронавтов и груз на МКС. Они даже отказались от изучения вселенной с помощью спутников.

Американцы определенно собираются отправить в музей ракетопланы и ломают голову над тем, как в новой ситуации сохранить жизнеспособным молох космической промышленности, не сократив рабочие места. Китай пока лишь осторожно изучает пути, которые два соперника холодной войны прошли уже несколько десятилетий назад.

Конец соперничества супердержав не единственная причина, почему ожидания не исполнились. Понятны вызовы прошлого столетия: первый человек в космосе, полет на Марс, длительные пребывания на орбите – это уже исполнено, и сложно объяснить общественности, почему человек все равно должен и дальше осваивать космос. Если искусственные спутники ощутимо меняют мир (достаточно упомянуть хотя бы
GPS, Google Earth и спутниковое телевидение), то о пилотируемой космонавтике сложно сказать, для чего она  собственно есть. Не то что бы она не имела значения; благодаря ей возникают новые технологии, новые способы управления огромными проектами и т.д. Но как показали прошедшие десятилетия, терпеливость политиков и налогоплательщиков к непомерно затратными планам полетов во вселенную, требующим целые десятки лет разработок, как правило, заканчивается до конца первого избирательного срока. Результат: нереальные цели, которые потом кто-то быстро снова отменяет, и топтание на одном месте.

Пусть летает Dragon


Поэтому можно понять, почему действующий президент США хотел радикально перевести стрелки. Обама просил, чтобы НАСА, прежде всего, развивало новые лучшие технологии: новые разновидности двигателей, модули для орбитальных станций, способы заправки топлива прямо в космосе и подобные вещи. И только потом, с новой техникой, можно однозначно определить цель новой экспедиции, например, на Марс. Более того, полеты «на космические задворки», на орбиту Земли, государство в будущем вообще не должно предпринимать самостоятельно, для этого надо нанимать частные компании, которые обеспечили бы более низкие затраты.

И хотя техника, которую могут предложить фирмы, и сейчас не поражает воображение, она развивается относительно быстро. Например, корабль Dragon частной компании SpaceX недавно успешно завершил космический полет, во время которого теоретически на палубе могли бы находиться и люди. Фирма одновременно разрабатывает мощный ракетоноситель, благодаря которому Dragon в обозримом будущем, возможно, сможет облететь Луну.

Однако в некоторых вопросах Обама все же поступил опрометчиво и вызвал вал критики. Частники в космосе и отсутствие ясных задач для дальних полетов означают слишком радикальную перемену, которая не нравится ни Конгрессу, ни огромным корпорациям типа Вoeing, ни космонавтам, ни людям из НАСА. Скорее всего, с такими переменами не согласился бы и Гагарин. Однако с уверенностью можно сказать, что предыдущая практика не работает и понятного рецепта никто не предлагает.