Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская неудача демонстрирует риски космических полетов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
То, что российский грузовой корабль не смог долететь до Международной космической станции, не представляет непосредственной угрозы для орбитального аванпоста, однако это подчеркивает риски, связанные с зависимостью от устаревших российских ракет.

То обстоятельство, что российский грузовой корабль не смог в среду долететь до Международной космической станции, не представляет непосредственной угрозы для орбитального аванпоста, однако это подчеркивает долгосрочные риски, связанные с неподобающей зависимостью от устаревших российских ракет, которые выполняют задачи по пополнению запасов на МКС.

Сбой во время пуска, который произошел с третьей ступенью ракеты «Союз-У» примерно через пять минут после старта, не должен повлиять на работу станции и шести астронавтов, находящихся на ее борту, заявляют российские и американские представители космических ведомств. Один из руководителей Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства заявил на спешно созванной пресс-конференции, что запасы на борту станции «в хорошем состоянии», и что их более чем достаточно для нормальной работы и жизни экипажа в течение как минимум нескольких месяцев.

Американские и российские представители считают, что к тому времени эксперты выяснят причину аварии, и можно будет возобновить полеты грузовых кораблей в обычном режиме. Но на тот случай, если России не удастся до конца октября отправить новый корабль с грузом, у НАСА есть ряд планов действий в таких чрезвычайных обстоятельствах. Среди прочего, возможно сокращение исследовательских работ, а также уменьшение наполовину экипажа МКС, чтобы сократить потребности в продовольствии и прочих припасах.

Грузовой космический корабль «Прогресс», перевозивший 2,94 тонны груза, состоявшего из топлива, продовольствия, воды, кислорода и оборудования, сгорел, когда упал обратно в атмосферу, а обломки корабля разлетелись на большой территории в отдаленном районе Сибири, сообщают российские информационные агентства. Это была первая за тридцать с лишним  лет авария российского грузового корабля, который считается надежной рабочей лошадкой.

Хотя на станции есть резервные системы, произошедшая в среду авария подчеркивает, насколько важно начать использовать разрабатываемые на коммерческой основе американские ракеты и грузовые капсулы как дополнение к российским полетам по доставке припасов. Поскольку НАСА этим летом списала весь свой флот космических челноков, остаются только две указанных возможности для осуществления частых полетов с целью пополнения запасов на МКС, находящейся на орбите на удалении около 330 километров от Земли.

Интерфакс цитирует слова российского представителя, который заявил, что нет необходимости возвращать экипаж раньше срока. Трое из шести астронавтов, находящихся на МКС, должны вернуться на Землю в сентябре; однако представители НАСА говорят, что нет никаких острых причин, как в плане здоровья, так и иного характера, мешающих отложить возвращение астронавтов.

Пока слишком рано говорить о том, как эта неудача отразится на запланированном на сентябрь запуске пилотируемого корабля «Союз» на базе другой ракеты-носителя. На борту этого корабля на МКС планируется доставить троих астронавтов на замену части экипажа.

Во время последнего космического полета шатла в прошлом месяце на станцию доставили большое количество припасов. Кроме того,  у Европы и Японии также есть свои собственные грузовые космические корабли. Но российский «Прогресс», который выводится на орбиту ракетами «Союз», по-прежнему будет главным транспортным средством, обеспечивающим снабжение МКС. И такая ситуация сохранится до тех пор, пока альтернативные коммерческие корабли не докажут свою надежность.

Российская космическая программа в последние годы пережила ряд неудач, когда несколько запусков спутников закончились дорогостоящими провалами. Виной тому чаще всего были стартовые ускорители, а не сами двигательные установки, сообщают аналитики.

Стараясь не придавать особого значения произошедшей в среду аварии, руководитель программы МКС в НАСА Майкл Саффредини (Michael Suffredini) заявил, что станция находится «в прекрасном состоянии».

Подчеркивая тот факт, что никакие чрезвычайные меры не планируются, и заявляя, что у него «нет никаких опасений» по поводу дальнейшего надежного функционирования станции, Саффредини все же признал, что может возникнуть необходимость скорректировать работы на МКС, если российский грузовой корабль не сможет вылететь до конца октября.

Один из вариантов действий в таких обстоятельствах, заявляет НАСА, заключается в возвращении трех астронавтов на Землю, в экономном расходовании припасов и в сокращении исследовательских работ.

Хотя российские транспортные корабли «Прогресс» временно оказались на приколе, станция не является абсолютно изолированной. По условиям долговременного соглашения с Европейским космическим агентством, французская компания Arienespace запланировала на начало марта запуск автоматизированного грузового корабля, который должен пристыковаться к МКС.

До конца 2011 года первый построенный на коммерческой основе корпорацией Space Exploration Technologies Co. грузовой корабль может осуществить стыковку со станцией в ходе испытательного полета. В рамках этого полета также предусматривается доставка на борт МКС нескольких сотен килограммов припасов. Эта калифорнийская компания, также известная под названием SpaceX и основанная предпринимателем Элоном Маском (Elon Musk), планирует провести свой первый регулярный полет на станцию с целью доставки грузов в 2012 году.

В связи с последними событиями у некоторых сторонников SpaceX появились новые доводы в пользу ускоренного финансирования коммерческих космических проектов. Спустя буквально несколько часов после аварии член Палаты представителей от Калифорнии Дана Рорабахер (Dana Rohrabacher), входящий в состав руководства комитета палаты по науке, призвал руководство НАСА вложить дополнительно несколько сотен миллионов долларов в строительство на коммерческой основе ракет и космических кораблей для перевозки астронавтов на станцию. Такое предложение о перераспределении ассигнований предусматривает вывод средств из зашедшей в тупик программы НАСА по созданию мощной ракеты для освоения дальнего космического пространства. Это даст мощный толчок развитию американских технологий и «существенно уменьшит нашу зависимость от русских», заявил Рорабахер.

Но как заявил на телевизионной пресс-конференции репортерам и руководству НАСА Саффредини, «даже если бы сейчас у нас был готовый к запуску шатл», ситуация не настолько серьезная, чтобы срочно отправлять его в полет с целью доставки припасов.

Но если расследование причин аварии затянется на всю осень, или если произойдет невероятное, и эксперты решат, что российские ракеты нуждаются в серьезных изменениях конструкции, то Соединенные Штаты и их партнеры из других стран могут столкнуться с трудным выбором.

Длительная задержка с осуществлением регулярных грузовых полетов на МКС «окажет воздействие на наши возможности по проведению исследовательских работ» на станции, заявил в среду Саффредини. Если возникнет такая необходимость, сказал он, у руководителей полетов есть еще один вариант: уменьшить рацион питания астронавтам, чтобы имеющихся запасов продовольствия хватило на более долгий срок.