В мире широко распространено мнение, что капитализм есть прогрессивный общественный строй - это демократия, свобода, благосостояние, научно-технический прогресс и все в таком духе. А социализм - это все связано с диктатурой, несвободой, отсталостью во всех областях.

Однако при всей большой разнице между капитализмом и социализмом у этих социально-экономических укладов есть много общего. Главный из них - наличие государства со всеми его атрибутами - армией, судами, прокуратурой, полицией, бюрократическим аппаратом.

И вот эта система в любом обществе сама по себе является репрессивной по отношению к человеку. Причем роль государства в разные периоды истории может возрастать или уменьшаться. Мы знаем, что в годы фашистской диктатуры в Германии и других странах репрессивная роль государства резко возросла, превратившись в диктатуру. Диктатура была и при социализме в сталинский период.

После окончания Второй мировой войны процессы большей демократизации и уменьшения репрессивной роли государства происходили во всем мире, в том числе и в СССР. Это оттепель в период правления Хрущева, осуждение культа личности Сталина, демократизация жизни в сельской местности, поиски стимулирующих форм хозяйствования и многое другое.

Однако капитализм - это не только наличие государства, но еще и социально-экономическое неравенство, периодические экономические и финансовые кризисы, агрессивные и оккупационные войны. Этот общественный строй не имеет мирного рецепта выхода из глобального кризиса, и две мировые войны тому яркое доказательство.

Ослабление роли государства между кризисами и войнами никак не могут компенсировать насилия над людьми, совершаемого этим государством в период войн, когда оно (насилие) доходит до своей крайней формы.

И сейчас мы видим и наблюдаем, что проблемы капиталистического мира решаются через развязывание под любыми предлогами оккупационных войн в Ираке, Афганистане и Ливии. На очереди – Сирия, Иран, среднеазиатские республики, а затем Китай и Россия.

Почему государственные институты развитых капиталистических государств принимают решения о ведении таких войн? Это происходит в интересах определенных финасово-промышленных группировок. Вряд ли это отвечает интересам простых жителей, которые в таких войнах превращаются в пушечное мясо.

Усиливается также эксплуатация народов капиталистических стран, поскольку преодолеть кризис правительства пытаются за счет простого народа, сокращения зарплат, социальных пособий, повышения налогов. Богатые страны Европы эксплуатируют бедные страны. Последние теряют остатки промышленности и сельского хозяйства, превращаются в страны дешевой рабочей силы, слуг и попрошаек, живущих на кредиты и в вечных в долгах.

Народ  в европейских и других капиталистических странах вновь отлучен от власти. Все решения принимаются без его участия. Поражает воображение манипуляции с общественным мнением. Для того, чтобы сохранить власть и продолжать политику в интересах крупных финансово-промышленных монополий, социальные группы противопоставляются друг другу, разжигается межнациональная рознь, провозглашается крах мультикультурализма, активно формируется образ врагов как внутри стран, так и за рубежом. И пока все это работает, агрессивные круги по-прежнему остаются у власти.

В Европе и мире постепенно формируются режимы, которые характеризуются управлением вне демократических конституций. Все чаще правящими силами оппозиции выставляются ультиматумы исторического и идеологического характера. Например,  правые в Латвии выдвинули условие для вхождения во власть партии «Центр согласия». Это условие - признание факта оккупации Латвии Россией в 1940 году. Но дело в том, что, если это условие будет принято, то будет выдвинуто другое, а потом еще и еще. То есть режим правит по своим правилам и допускает к власти только «своих».

Итак, государства в странах капитализма снова усиливают свою репрессивную роль, проводя в жизнь антинародную политику. Мы в очередной раз убеждаемся в большой лжи, когда нас пытаются убедить в том, что капитализм несет миру процветание и благоденствие.

Стремление народа к миру, стабильности, социальному равенству, справедливости, высокому уровню жизни, социальной защищенности - вот те критерии, на которых должно строиться общество. Жизнь убедительно доказывает, что капитализм для такого общества не подходит. Однако и социализм доказал свою неэффективность. Вместе с тем именно при социализме был высокий уровень социальной защищенности - бесплатное образование и медицина, гарантированная работа и так далее.

Наш краткий анализ глобальных проблем позволяет сделать вывод о том, что простое противопоставление капитализма социализму по принципу хороший - плохой не выдерживает никакой критики. Более того, не коммунизм должен быть осужден как нечто неприемлемое для человеческого общежития, а именно капитализм. На место нынешнего общества потребительского капитализма должно прийти современное общество нового типа без войн и потрясений, общество социальной справедливости и процветания.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.