В четверг вечером исполняется неделя с того момента, когда после длительных переговоров, наконец, появилась возможность прийти к договоренности. Полномочные представители постоянных членов Совета Безопасности ООН подготовили согласованный текст, который они отправили в столицы своих стран.

Резолюция была в определенной степени жесткой по отношению к режиму Башара аль-Асада, требуя от него прекратить насильственное подавление протестных выступлений народных масс, и одновременно гибкой, поскольку предполагала решение возникших проблем за столом переговоров, за что выступает большинство арабских стран и членов Совета Безопасности.

Поиск консенсуса ясно выражен в четко заявленном отказе от военных действий. Об этом говорится в проекте резолюции. Никто не собирался повторять ливийский опыт. Не было и угроз введения новых санкций, о которых шла речь в первой резолюции, заблокированной в октябре первым двойным вето России и Китая. В тексте также осуждалась любое насилие, «откуда бы оно ни исходило», как обычно пишут в таких случаях. Не было каких-либо прямых обращений к диктатору с предложениями уйти в отставку, как того требует оппозиция. «Я буду рекомендовать голосовать «за», заявил в тот же четверг полномочный представитель России Виталий Чуркин своему французскому коллеге Жерару Аро (Gérard Araud).

Еще по теме: Арабские интеллектуалы объявили войну российским товарам

«На следующий день (в пятницу) мы были свидетелями разворота на 180 градусов», рассказал Аро корреспонденту газеты Le Monde. И добавил: «После голосования, в субботу, Виталий Чуркин зачитал свои предложения, не пытаясь даже хоть как-то их обосновать. Он знал, что мы зашли слишком далеко в наших уступках, что было весьма неожиданным для русских, чьи соображения были учтены».


Во время голосования Россия и Китай вновь воспользовались своим правом вето, что не поддается объяснению ни содержанием резолюции, ни интересами государств, выступающих в защиту Башара аль-Асада.



Москва, которая в этом вопросе играет первую скрипку, считает, что резолюция нацелена на смену режима и представляет собой вмешательство во внутренние дела Сирии. Но в это трудно поверить, потому что предложение ограничивается поддержкой и косвенным упоминанием мер, без включения их в основной текст, содержащихся в Плане действий Лиги арабских государств.

Этот План действительно предполагает отставку Асада, формирование правительства национального единства и проведение свободных выборов, но в тексте не содержится ничего, в отличие от резолюции по Ливии, что могло бы привести к созданию бесполетного воздушного пространства или военным действиям с целью защиты гражданского населения. В том числе и потому, что речь шла всего лишь о декларации, не предусматривавшей принятие каких-либо обязательных мер ни жестких сроков, то есть применение силы исключалось полностью. В дополнение ко всему, на завершающей стадии переговоров Россия потребовала, чтобы к обеим сторонам относились одинаково, как будто речь шла о двух вооруженных группировках, в равной степени виновных в убийствах гражданского населения.

Еще по теме: Россия "с паникой воспринимает" арабские восстания

Лига арабских государств, многосторонняя организация, в течение десятков лет занимавшаяся лишь демагогическими заявлениями, после арабской весны проявила невиданную активность. Он сыграла видную роль в принятии резолюций по Ливии и продолжает играть ее во время сирийского кризиса, восполняя тем самым пассивность других стран и международных организаций. Лига действует с большой осторожностью, поскольку за ней следит все более требовательное и активное население стран, уже вступивших на путь демократических преобразований, и самодержавных монархий.

В отношении Сирии она пыталась свои собственные методы воздействия, которые посредством переговоров привели бы к проведению демократических реформ. Сначала это были бы группы гражданских инспекторов, в задачи которых входила бы защита мирного населения, а затем  - в соответствии с Планом действий- проведением свободных выборов, первых в истории Сирии, если, конечно, они вообще состоятся.

Россия и Китай предпочли перекрыть эту дорогу, несмотря на тот вред, который этот шаг нанесет их престижу и даже интересам на Ближнем Востоке и в целом среди развивающихся стран, где эти две страны решили заменить США и Европу в качестве покровителей диктаторов. 

Еще по теме: Путин, Медведев и арабская весна. Примет ли Россия верную сторону?

Их два вето противостоят остальным 13 голосам членов Совета Безопасности, включая Индию, Южно-Африканскую Республику и Пакистан. Их позиция объясняется внутренними проблемами. Когда Москва воздержалась от голосования по ливийской резолюции, в России еще не начались массовые акции протеста против авторитарных методов правления Путина. Ничего на свете так сильно не боится диктатор, как свержения другого диктатора. Бывший сотрудник КГБ, он гребет в противоположном направлении, пытаясь любой ценой провести президентские выборы 4 марта. Он не стремится защитить геостратегические позиции в новой холодной войне, крупные экономические или военно-промышленные интересы. Все гораздо проще. Путин боится демократии, минимального согласия граждан, необходимого для того, чтобы управлять страной. Он спешно пытается потушить залить водой разгорающийся костер.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.