Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начинается священный месяц Рамазан. Сегодня ночью нам предстоит первая молитва теравих и первый сахур месяца Рамазан 2012 года. Наиболее распространенными словами в дружеских беседах в месяц Рамазан, являются: «Ах, какие были Рамазаны…». Если бы сожалеющие о прежних годах знали, в каком состоянии была страна и умы, то благодарили бы Аллаха за предоставленную честь увидеть Рамазан сегодняшнего дня.

Начинается священный месяц Рамазан. Сегодня ночью нам предстоит первая молитва теравих и первый сахур месяца Рамазан 2012 года. Наиболее распространенными словами в дружеских беседах в месяц Рамазан, являются: «Ах, какие были Рамазаны…».

Если бы сожалеющие о прежних годах знали, в каком состоянии была страна и умы, то благодарили бы Аллаха за предоставленную честь увидеть Рамазан сегодняшнего дня.

Естественно, молодое поколение может не помнить месяц Рамазан прошлых лет. Однако пусть оно будет уверено в том, что Рамазан в прежние времена нисколько не отличался от месяца священного поста, каким мы его воспринимаем в наши дни.

Тогда почему же Рамазан раньше был нам больше по душе? Далее постараюсь дать ответ на этот вопрос.

В теле- и радиопередачах и дружеских беседах настаивающие на идее «Ах, какие были Рамазаны…», несомненно, говорят не об истории 150–200 лет назад. В лучшем случае, должно быть, подразумевают годы своей жизни. Если предположить, что человек стал соблюдать священный пост в 10 лет, то, должно быть, его сожаление о былых временах соответствует (как максимум) периоду 60-70-летней давности.

В таком случае какой была атмосфера месяца Рамазан в былые времена?

В минаретах страны 60 лет назад, даже если наступал Рамазан, чтение азана «Аллах Акбар» было запрещено. Читались только азаны «Бог велик, Бог велик» на турецком языке. За чтение азана в оригинале можно было бы провести всю оставшуюся жизнь в тюрьме. В деревнях Анатолии не было священнослужителя, который бы в соответствии с исламскими традициями совершил бы погребальный обряд умершего мусульманина. О какой красоте Рамазана можно говорить в стране, из минаретов которой не доносится «Аллах Акбар»?

Предположим, сожалеющие о том, «Ах, какие были Рамазаны…», подразумевают нашу страну 30–35 лет назад. Если в этот период нашей истории 3–5 человек, собравшись вместе, начинали вести религиозную беседу, то это расценивалось как религиозный ритуал и подлежал судебному разбирательству, после чего следовал арест и мучения в ближайшем полицейском участке.

По месту работы и проживания подозреваемого судебные исполнители в качестве улик собирали произведения, вызывающие ассоциации с религиозной терминологией и Кораном, даже не обращая внимание на то, что написано в этих книгах, проявляя невероятное давление и жестокость по отношению к хозяевам дома.

Министр промышленности и торговли Турции Али Джошкун 25 лет назад на выборах президента Союза торговых и промышленных палат и бирж Турции в период наступления священного месяца Рамазана организовал для руководства Союза ифтар, что оплачивалось в Чанкайе – резиденции президента описываемого периода Кенана Эврена. Сегодня в период Рамазана бесплатные ифтары организуются Генеральным штабом вооруженных сил Турции для семей и близких жертв несчастных случаев. На совещаниях Совета национальной безопасности и Высшего военного совета объявляется перерыв на совершение ифтара.

15–20 лет назад в стране не было средств и возможностей, для того чтобы организовать ифтар на площади или в другом общественном месте, таком как гостиница или ресторан. Понятие «виды деятельности в Рамазан» не употреблялось. А теперь оставим такие большие города, как Стамбул, и перенесемся в небольшой пригород населением 3–5 тысяч человек. Даже в небольших городах устанавливаются шатры для совершения ифтара. Каждый шатер открыт для различных видов деятельности в Рамазан и предполагает наличие сцены и зрительного зала. Эту миссию осуществляет центр социальной помощи. Муниципалитетами немедленно отправляется помощь в дома, где из-за бедности нет возможности сварить суп.

А что происходило с масс-медиа?

В турецких СМИ в период Рамазана изобретались ложные новости об «общественных избиениях тех, кто не соблюдает пост», заурядной ситуацией являлось оскорбление религиозных ценностей. В канун праздника жертвоприношения (Курбан-Байрам) «богословы», дискутируя на тему: «Можно ли принести в жертву курицу?», жестоко высмеивали ценности народа.

Под названием «развлечения в Рамазан» транслировались антиисламские формы, которые выдавались за традиции священного месяца, однако они только отдаляли человека от религии, когда на экранах и сценах появлялись непривлекательные религиозные люди. Единственными видами деятельности в Рамазан оставалось совершение ифтара в определенные часы для Анкары и молитва.

В наши дни ситуация совсем иная…

Сегодня экраны в значительной степени испытывают на себе наступление Рамазана. Специальное телевидение – это особый шанс: желающий может на любом канале найти подходящую программу религиозного содержания. Время ифтара переносит с экранов в дома спокойствие и духовность.

Муниципалитет Эсенлер организовал «Детский ифтар» для 5 тысяч детей. Начало программы было объявлено в 20.41, что соответствовало времени ифтара в первый день поста для Стамбула. Наступает чрезвычайно ценный период, когда Рамазан проникает во все сферы жизни.

Таким образом, Рамазан, начиная с времен Пророка, всегда один… Рамазан сам по себе не изменился... Изменения коснулись только нас, людей...

Восклицающие «Ак, какие были Рамазаны…» в действительности испытывают ностальгию по своим детским воспоминаниям и дням, не загрязненным идеологией неограниченного потребления и рисками современного мира.

В действительности устаревает не Рамазан, а наши чувства…

Не говорите: «Ах, какие были Рамазаны…». Дайте наступающему Рамазану вступить в свои права.

С началом светлого месяца Рамазан 2012 года.