«Как думаешь, насколько долго все это может продлиться? – спрашивает Селина Кайл (Энн Хэтэуэй) Бэтмена Брюса Уэйна (Кристиан Бэйл) посреди шикарного благотворительного бала высшего общества в фильме «Темный рыцарь: Возрождение легенды». – Надвигается гроза». В пятницу над фильмом собрались грозовые тучи несколько неожиданного свойства, когда произошла страшная бойня в Денвере. Однако этот фильм уже оказался в паутине политических противоречий и споров в США, когда консервативный радиоведущий Раш Лимбо (Rush Limbaugh) заявил, что имя главного врага Бэтмена в этой картине Бэйна является некоей ссылкой на кандидата в президенты Митта Ромни и его бывшую компанию Bain Capital.

Но как отметил Лимбо, не Бэйн, а миллиардер Брюс Уэйн больше всего напоминает Ромни, в то время как разглагольствования Бэйна кажутся кивком в сторону движения «Захвати Уолл-Стрит». Правый комментатор Джон Нолт (John Nolte) утверждает, что фильм заставил это движение заняться «борьбой за выживание», а также хвалит его режиссера Кристофера Нолана (Christopher Nolan) за «использование таких консервативных тем, которые обанкротившийся в творческом плане Голливуд отказывается поднимать». Его коллега с правого фланга Кристиан Тото (Christian Toto) заявляет, что в замысле этого фильма невозможно не увидеть выступление против движения «Захвати Уолл-Стрит». «Подручные Бэйна буквально атакуют Уолл-Стрит, свирепо избивая богатых и обещая добрым жителям Готэма, что завтра они получат то, что принадлежит им по праву.

Читайте также: Германия готовится к столкновениям между исламистами и правыми активистами

Такое прочтение ложно ставит на одну доску антикапитализм «Захвати Уолл-Стрит» и беспорядочное насилие Бэйна и его последователей.

Когда Нолан в 2005 году получил права на Бэтмена, окружающая обстановка картины – Готэм в центре экономической депрессии – казалась анахронизмом, воспоминанием о происхождении супергероя, появившегося на свет в 1930-х годах. «Темный рыцарь» вышел в 2008 году – слишком рано, чтобы показать последствия финансового кризиса. Однако «Темный рыцарь: Возрождение легенды» это явная попытка как-то отреагировать на послекризисную ситуацию. Новый фильм это не просто консервативная притча, которая понравится представителям правых. В конечном итоге это реакционная мировоззренческая концепция.



Та буря, которую предвещает героиня Хэтэуэй, это момент расплаты для богатых. Стать открытым восхвалением консервативных ценностей, как хотелось бы Нолту и Тото, фильму мешает то удовольствие, с которым его герои нападают на богатых. «Тебе и твоим друзьям лучше задраить люки, - продолжает Кайл. – Потому что когда начнется буря, все вы начнете удивляться, как это вам удавалось жить на широкую ногу, оставляя так мало остальным». В одной из первых сцен показана биржа, где мы с удовольствием наблюдаем за тем, как Бэйн избивает некоторых алчных трейдеров. Позже, когда Уэйн говорит Кайл, что несмотря на свое банкротство, он сохранил дом, та язвительно замечает, «что богатые вообще никогда не разоряются, как мы все».

Также по теме: Подтасованная игра


Антикапитализм для Голливуда не новость. От «ВАЛЛ·И» до «Аватара» корпорации в фильмах неизменно изображаются как вечное зло. Противоречие, заключающееся в том, что в финансируемых корпорациями картинах эти самые корпорации осуждаются, стало парадоксом, который капитализм не может понять, но на котором он неплохо наживается. Однако у такого антикапитализма есть свои рамки. И «Темный рыцарь: Возрождение легенды» проводит четкие границы: антикапиталистические комментарии (типа тех, с которыми выступает Кайл) это прекрасно; но любые прямые действия против богатых или революционные призывы к перераспределению  собственности приведут к страшному кошмару и хаосу.

Бэйн говорит о том, что надо вернуть Готэм «людям» и освободить город от «угнетателей». Но у людей в фильме нет своих представителей. Несмотря на страшную бедность жителей и массовую бездомность, никаких организованных действий против капитала до появления Бэйна никто не предпринимает.

В конце «Темного рыцаря» Бэтмен жертвует своей репутацией, дабы спасти город. Поэтому возникает соблазн увидеть в картине «Темный рыцарь: Возрождение легенды» аллегорию на попытки элиты восстановить свой авторитет и положение после финансового кризиса – или по крайней мере, сохранить мысль о том, что есть и хорошие богачи, которые, если их должным образом пристыдить и посрамить, могут спасти капитализм от самых ужасных его бесчинств.

Непреходящая фантазия нолановских фильмов о Бэтмене, которые действительно тревожно напоминают о Ромни, состоит в том, что бесчинства финансового капитала можно обуздать сочетанием благотворительности, тихого насилия и символизма. По крайней мере, в «Темном рыцаре» изобличаются двуличие и насилие, необходимые для того, чтобы сохранить фикцию, поверить в которую хотят заставить нас консерваторы. Однако новый фильм всячески демонизирует коллективные действия против капитала, и одновременно  просит нас верить и надеяться на вразумленных богатых.

Также по теме: Почему тебя надо людбить, «Игра престолов»

---------

Комментарии читателей:

insertfunnyusername
Бэтмен ВСЕГДА был реакционером. А чего, черт возьми, вы ждали? Ведь главное действующее лицо это мультимиллиардер, издевающийся над мелкими преступниками между приемами по уклонению от налогов, которые иначе называются благотворительными балами.
Бэтмен это сладострастная мечта любого капиталиста.
«Позже, когда Уэйн говорит Кайл, что несмотря на свое банкротство, он сохранил дом, Кайл язвительно замечает, «что богатые вообще никогда не разоряются, как мы все»».
Конечно. Свои деньги он хранит в налоговом раю.
«Однако у такого антикапитализма есть свои рамки. И «Темный рыцарь: Возрождение легенды» проводит четкие границы: антикапиталистические комментарии (типа тех, с которыми выступает Кайл) это прекрасно; но любые прямые действия против богатых или революционные призывы к перераспределению  собственности приведут к страшному кошмару и хаосу».
«Непреходящая фантазия нолановских фильмов о Бэтмене, которые действительно тревожно напоминают о Ромни, состоит в том, что бесчинства финансового капитала можно обуздать сочетанием благотворительности, тихого насилия и символизма».
«Однако новый фильм всячески демонизирует коллективные действия против капитала, и одновременно  просит нас верить и надеяться на вразумленных богатых».
Этими тремя пассажами автор изложил всю суть либерализма. Снисходительно отнестись к скандалу с Libor. Наказать парочку негодяев, парочку паршивых овец и т.д. И все.

NunOfTheAbove

Каждый голливудский фильм нацелен на укрепление капитализма как единственного шоу в городе.

dirkbruere

Миллионер, переодевающийся в летучую мышь, чтобы мгновенно отправлять правосудие, наказывая криминальную бедноту. Да что же здесь такого правого и консервативного, помилуйте!

Tiredofwhiners
Да ради Бога, это же просто кино. И больше ничего. А если вы ищете какой-то глубокий смысл, обратитесь к продюсерам, и они вам скажут, что это фильм, «чтобы на нем делать деньги». И все.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.