Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сирийские мятежники, кто они на самом деле?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Не стоит принимать мои слова за проправительственную пропаганду режима Асада, однако нельзя не признать, что сегодня Сирия превратилась в землю джихада! В начале нынешних событий протестное движение, действительно, было мирным, и один только режим говорил о «терроризме», чтобы оправдать тем самым свои кровавые репрессии. Но сейчас конфликт принял совершенно иной оборот.

Противники Башара Асада в настоящий момент занимают несколько пропускных пунктов на границе с Турцией. В большинстве своем это - молодые люди, многие из которых еще недавно служили в армии… Но кто такие эти повстанцы, которые стремятся свергнуть сирийский режим?

Не стоит принимать мои слова за проправительственную пропаганду режима Асада, однако нельзя не признать, что сегодня Сирия превратилась в землю джихада! В начале нынешних событий протестное движение, действительно, было мирным, и один только режим говорил о «терроризме», чтобы оправдать тем самым свои кровавые репрессии. Тем не менее, к настоящему времени конфликт принял совершенно иной оборот, а регулярная армия и спецслужбы лишились монополии на насилие. Те, кто сражаются против войск Асада, - это не только дезертировавшие военные и призывники, но и закаленные боями исламисты. С этим фактом согласны все западные правительства, Москва и прочие участники процесса урегулирования сирийского кризиса.

«Тот, кто готовит яд, в конце концов сам им и отравится». Эта восточная поговорка прекрасно подходит для сирийского режима, который сам всегда был разжигателем конфликтов в регионе. Сейчас Башар Асад пожинает плоды политики, которой он, как и его отец Хафез Асад, руководствовался в отношениях с соседями Сирии.

Читайте также: Почему падение режима Асада выгодно Израилю


Как вооружаются мятежники?

Вспомнить об этом необходимо, чтобы понять, что все те сети, которые в прошлом использовались для транспортировки оружия и боевиков в Ливан и Ирак, сегодня действуют в обратном направлении. Оружие, боеприпасы, средства связи и людей перевозят все те же кланы и контрабандисты. Их мотивы, по большей части, сугубо материальны и никак не связаны с политикой.

Эти сети существуют уже не один десяток лет, и ими пользуются такие страны, как Катар и Саудовская Аравия. Кроме того, за вознаграждение они нередко получают помощь. Как только граница пройдена, отследить оружие уже невозможно. ЦРУ и прочие спецслужбы пытаются хоть как-то отфильтровать эту помощь, чтобы определенные категории оружия не попали в руки группировок, связанных с «Аль-Каидой». Этим и объясняется присутствие агентов на турецкой границе, где контроль за доставкой оружия осуществляется лучше всего.

Свободная сирийская армия

Свободная сирийская армия (ССА) преимущественно состоит из молодых людей, которые несли военную службу в различных армейских подразделениях. Эти призывники решили покинуть свои части, чтобы присоединиться к восстанию или вернуться в родные города и деревни. Сначала они стремились защитить протестующих от нападок властей или же просто хотели быть рядом с близкими. Затем они начали наносить изматывающие удары по армии Асада, а далее перешли к открытым столкновениям, которых с начала лета становится все больше.

Также по теме: Взрыв в Дамаске

Эти неопытные и плохо вооруженные люди и образуют армию, которая, по сути, таковой не является. В отсутствие средств связи и командных структур для проведения скоординированных операций, ССА представляет собой, скорее, просто группу людей, связанных общими идеями. В лучшем случае - сбежавшие из регулярной армии солдаты взяли с собой личное оружие (автоматы Калашникова или гранатометы РПГ-7) и немного боеприпасов. О транспорте, разумеется, говорить не приходится. Некоторые офицеры бежали из страны или присоединились к восстанию, однако о переходе на сторону повстанцев целого батальона или бригады с бойцами и оружием пока что не сообщалось (за исключением базы ПВО аль-Ганто неподалеку от Хомса 10 июня этого года).

Какие исламистские группировки сражаются в Сирии?

Режим Асада указывал на монархии Персидского залива и говорил о призраке «Аль-Каиды» - и теперь пропаганда стала реальностью. С ноября прошлого года на территорию Сирии проникли 6000 боевиков «Аль-Каиды». Несколько лидеров организации «Джунд аш-Шам» покинули палестинские лагеря в Ливане и присоединились к боям на территории Сирии. Новый лидер сирийской «Аль-Каиды» - уроженец Саудовской Аравии Маджед Мухаммед аль-Маджед. Чуть больше месяца назад он отправился в страну из палестинского лагеря на юге Ливана. Аль-Маджед возглавляет Бригады Абдаллы Аззама, который фигурирует в знаменитом списке 85 террористов, разыскиваемых саудовской разведкой.


Эти группировки развернули бурную деятельность на территории между Идлибом и турецкой границей: там расположены тренировочные лагеря, куда стекаются боевики из самых разных стран. Боевики из Ирака, стран Персидского залива и всех зон боевых действий на Ближнем Востоке потоком хлынули в Сирию, чтобы «сражаться с неверными». Существуют сведения о присутствии в стране и бойцов из Африки, и «Аль-Каиды в исламском Магрибе», а также талибов. Именно эти боевики с флагом «Аль-Каиды» в руках обрушились на пограничный пункт Баб эль-Хава и объявили регион «исламским эмиратом».

Читайте также: Скончался глава службы безопасности Асада

Кроме того, уже больше месяца в районе Идлиба активно действует группа сирийских и ливийских боевиков во главе с заместителем председателя военного совета Триполи Мехди аль-Харати и ответственным за связи с общественностью в том же совете Абделем Хакимом аль-Машари. Группа была сформирована на территории Сирии и уже провела несколько успешных операций. Ливийцы занимаются подготовкой бойцов и делятся с сирийцами боевым опытом. Сообщается также о присутствии в Сирии ливийской бригады врачей, которая имеет огромное значение для мятежников, не имеющих медицинской инфраструктуры.

Именно эти группы дают лучших бойцов и закаленных в боях подрывников. Результаты такой деятельности вполне ощутимы, так как танк Т-72 был уничтожен явно не гранатометами РПГ-7.

Худший сценарий

Хотя всех исламистов и объединяет борьба против правительственных сил, это не означает, что в их среде нет внутренних распрей. Еще недавно самой влиятельной группой была «Джабхат ан-Нусра», однако ее ослабление привело к укреплению позиций Бригад Абдаллы Аззама. Различия между двумя этими группами заключаются в методах проведения операций. Если «Джабхат ан-Нусра» с готовностью берет на себя ответственность за теракты в городских зонах с жертвами среди мирного населения, то Бригады Абдаллы Аззама отказываются действовать подобным образом. Они прислушались к призыву аль-Маджеда, который требует «не использовать смертников и заминированные автомобили в городской среде, чтобы революция оставалась народной», и «пощадить христиан и друзов, которые сохраняют нейтралитет в конфликте».

Сейчас между двумя этими движениями идет настоящая война за влияние: они оба хотят победить и стать представителями «Аль-Каиды» в Сирии. Не стоит сбрасывать со счетов и трения с ССА, о которых сообщалось после появления «Аль-Каиды» в районе Телль-Калаха в начале 2012 года. Ливанец Валид аль-Бустани из группы «Джунд аш-Шам» и еще 34 боевика были обвинены в рэкете, похищении людей и т.д., осуждены и казнены ССА. Кроме того, внутри самой ССА существует борьба за влияние между группами, которые финансируют Доха и Эр-Рияд.

Также по теме: Где находится семья Асада?

Религиозный конфликт

Все игроки на сирийской арене единогласно признают неизбежную опасность перехода столкновений на религиозную почву. Хотя нынешняя ситуация еще не подошла к схеме противостояния суннитов и шиитов, жестокость боев и кипящие вокруг конфликта страсти вполне могут привести к кровавой бойне. Призывы к убийству и уничтожению шиитов и алавитов звучат каждый день. Видео поспешных казней и силовых допросов напоминают нам о самых темных моментах конфликтов в Ираке и Ливане.

Сирия оказалась в начале долгого и усеянного ямами пути. Конец Башара Асада и его режима отнюдь не означает конец творящейся в стране несправедливости. Было пролито уже немало крови, и многие сирийцы напрямую впутаны в конфликт, который стал как для одних, так и других настоящей борьбой за выживание. Хлынувшие в соседние страны беженцы - это не только бегущие от режима сунниты, но и шииты, и алавиты, которые спасаются от мятежников. В стране установилась атмосфера неуверенности и подозрительности. Падение режима, безусловно, не станет залогом установления сияющей демократии, а скорее приведет к войне между различными группировками. Как все прекрасно понимают, гражданская война – это неконтролируемый пожар. Бегство иракских христиан из Сирии обратно в Багдад и отправившиеся в Бейрут группы шиитов – наглядное свидетельство того, что страх перекинулся на другой лагерь, и что на Востоке ситуацию никогда нельзя воспринимать только в двух цветах - черном и белом.