Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Битва за Британию: стратегическая ошибка Гитлера, которая изменила ход войны

Битва за Британию: стратегическая ошибка Гитлера

© AFPУинстон Черчилль
Уинстон Черчилль
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
6 сентября 1940 года. В ответ на британские налеты на Берлин Гитлер дал своей авиации распоряжение бомбить гражданские объекты. «Мы уничтожим большие города!» - заявил фюрер в берлинском дворце спорта. Это решение стало роковой ошибкой Гитлера. Его авиация уже почти поставила на колени Королевские ВВС, однако он резко изменил поставленную перед ней задачу - просто «поквитаться» с англичанами.

6 сентября 1940 года. В ответ на британские налеты на Берлин Гитлер дал своей авиации распоряжение бомбить гражданские объекты. Отрывки из книги Люка Мари (Luc Mary) «Самые абсурдные решения в истории» (Les décisions les plus absurdes de l'Histoire).

После отказа британцев уступить его требованиям Гитлер решил ускорить ход событий и отдал 16 июля 1940 года распоряжение о начале операции «Морской лев» (Seelöwe). Ее целью было задушить английскую экономику и подготовить условия для высадки десанта на побережье (Портсмут, Брайтон) с помощью массированной бомбардировки портов и аэродромов. Априори соотношение сил складывалось в пользу самолетов Люфтваффе. Располагали немцы и численным превосходством: их воздушный флот насчитывал по меньшей мере 2500 самолетов против 700 у англичан.

[...]

После не слишком успешных ударов по английским портам в августе 1940 года Гитлер отдал своей авиации распоряжение сменить цель и приступить к бомбардировке оружейных заводов и аэродромов на юго-востоке Англии. Все это должно было помешать подняться в воздух британским Spitfire и Hurricane. Тем не менее, в приказе был четко прописан запрет на бомбардировку английских городов. Таким образом, фюрер проявил завидное стратегическое мастерство, так как понимал, что лишь паралич всей британской военно-промышленной системы может облегчить высадку немецких войск на английское побережье. Со второй недели августа рейды Люфтваффе становились все чаще.

[...]

За десять дней над Великобританией были сбиты 367 самолетов Люфтваффе, тогда как англичане потеряли 183 машины. В то же время большая часть их аэродромов была разрушена, а половина радаров и оружейных заводов были выведены из строя. 24 августа Англия стояла на грани катастрофы, когда свершилось «чудо»: немецкий летчик по ошибке сбросил бомбы на лондонский пригород. Этот просчет оказался куда более серьезным, чем может показаться на первый взгляд… На самом деле он, сам того не желая, изменил ход всей войны.

[...]

Бомбардировка Лондона не на шутку разозлила англичан. И в первую очередь - Черчилля. Премьер-министр Ее Величества ошибочно посчитал произошедшее намеренным маневром Люфтваффе и буквально вскипел от гнева: Гитлер посмел ударить по мирному населению! Поэтому он решил провести контратаку. 26 августа Черчилль отдал королевским ВВС приказ сбросить бомбы на Германию и уничтожить Берлин. Это «абсурдное решение» называли по-разному, однако оно оказалось чрезвычайно эффективным в долгосрочной перспективе. Назад на британские аэродромы смогла вернуться лишь треть из 81 британского самолета, которые вылетели в рейд на Берлин. Если оперировать цифрами, авианалет на Берлин окончился полным провалом. Тем не менее, нужно принять в расчет и его психологические последствия для немцев, которые оказались просто огромными: впервые с начала войны рейху пришлось защищаться на его собственной территории.

Гитлер был не на шутку уязвлен. Как и Черчилль за несколько дней до этого, он потерял терпение и приказал летчикам ударить в ответ по английским агломерациям. Эмоции, безусловно, взяли верх над стратегией. «Мы уничтожим большие города!» - заявил фюрер в берлинском дворце спорта. Это решение стало роковой ошибкой Гитлера. Его авиация уже почти поставила на колени Королевские ВВС, однако он резко изменил поставленную перед ней задачу - просто «поквитаться» с англичанами. С 6 сентября 1940 года самолеты Люфтваффе начали сбрасывать бомбы на Лондон, Бирмингем, Ливерпуль, Манчестер.

[...]

Гитлер больше не хотел уничтожить английский военно-промышленный комплекс, а пытался терроризировать население, ошибочно полагая, что может сломить его дух. Еще один просчет. Чем больше бомб падало на Лондон и другие британские города, тем злее и сплоченнее вокруг своего лидера становилось население. Более того, раз английские города стали единственной целью немецких бомбардировок, это позволило Королевским ВВС встать на ноги. Англичане в полной мере воспользовались прекращением ударов по военным базам и начали восстанавливать аэродромы, линии связи и командные центры. Затем британские самолеты снова взмыли в небо.

15 сентября немецкие эскадрильи были обнаружены на радарах, и их операцию ждал оглушительный провал. Британские летчики вывели из строя около полусотни истребителей и бомбардировщиков Люфтваффе. Англичане называют 15 сентября «днем битвы за Британию». После неудачи своих ВВС Гитлер решил заморозить операцию «Морской лев».