Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Серия инцидентов на спорных территориях привела к эскалации напряженности в отношениях между Китаем, Южной Кореей и Японией, что способствует подъему националистических настроений. Пока все ограничивается действиями активистов, однако худшее всегда возможно.

Серия инцидентов на спорных территориях привела к эскалации напряженности в отношениях между Китаем, Южной Кореей и Японией, что во многом способствует подъему националистических настроений. Пока что все ограничивается действиями активистов, однако худшее всегда возможно. Вторжение китайских ультрапатриотов на архипелаг Сенкаку (Дяоюйтай на китайском), принадлежащие Японии необитаемые острова в Восточно-Китайском море, которые Китай считает своей территорией, затем беспрецедентный визит южнокорейского лидера Ли Мен Бака на острова Токто (Такэсима на японском) 10 августа, поездка премьер-министра России Дмитрия Медведева на Кунашир в июле этого года... Токио полагает, что все эти острова являются его территориями.

Всего за несколько недель Япония оказалась под «атакой» с трех «фронтов». Разногласия возникли отнюдь не вчера: они связаны с неясностями в Сан-Францисском мирном договоре (1952), по которому Япония вновь обрела суверенитет после поражения в 1945 году. От урегулирования этих спорных вопросов зависит разграничение исключительных экономических зон и добыча углеводородов, которые могут в них находиться. Тем не менее, пока что в основе всех этих территориальных притязаний лежат скорее политические события: обновление руководящего класса в Китае, президентские выборы в Южной Корее и возможные досрочные выборы в Японии. Все это вынуждает правительства стоять на как можно более жестких позициях.

Читайте также: Япония отражает выпады медведя и дракона

Одновременность таких «уколов» со стороны соседей Японии, по всей видимости, указывает на то, что они пытаются воспользоваться ослаблением премьер-министра Йосихико Ноды, который погружен во внутренние проблемы страны и уделяет мало внимания дипломатии. При виде такой самоизоляции Японии - Пекин и Сеул поддерживают требования друг друга.

Пока эти постоянные споры, которые неизбежно сопровождает шумиха в СМИ и громкие заявления правительств, лишь отравляют дипломатические отношения трех стран. А также подпитывают националистическую горячку в общественном мнении, которая легко может выйти из-под контроля.

Так обстояло и с беспрецедентным визитом президента Южной Кореи на Токто. Этот маленький и негостеприимный скалистый архипелаг находится на равном расстоянии от Корейского полуострова и Японии. Острова имеют большое символическое значение для корейского самосознания: их переход под юрисдикцию Японии в 1905 году стал прелюдией к аннексии всего полуострова (1910-1945).



В начале 1950-х годов Сеул провозгласил этот необитаемый архипелаг (его также называют острова Лианкур) корейской территорией и разместил там небольшой гарнизон. Токио намеревается поднять вопрос в Международном суде ООН, однако, по мнению корейцев, это предложение не заслуживает ни «малейшего внимания».

Также по теме: Дальний Восток - новый адрес войны мировых сил

Тем не менее, Ли Мен Бак перешел в наступление на Японию на другом «фронте» и потребовал от императора Акихито принести извинения за участь 200 000 кореянок, которым пришлось стать проститутками для японской солдатни во время войны. Памятник этим женщинам, который был построен напротив японского посольства в Сеуле, служит напоминанием об этом «преступлении». Токио потребовал снести его, но не предложил никаких иных инициатив.

Возвращение к болезненным воспоминаниям о годах колонизации - это обычное дело накануне выборов в Корее. Непопулярный президент Ли Мен Бак разыгрывает эту карту, рискуя разжечь в сердцах соотечественников эмоциональный патриотизм, уходящий корнями в этнический национализм, который возник в ответ на попытку японских колонизаторов уничтожить насчитывающую не одну тысячу лет корейскую культуру.

Такой глубинный национализм движет и китайцами, когда речь заходит о Японии. По данным проведенного в июне опроса японского центра Genron NPO и China Daily, у обоих народов сложилось отрицательное мнение друг о друге. Если японцы основывают свое восприятие на современном поведении соседей (высокомерие, эгоизм в плане экологии, неоправданные территориальные притязания), то китайцы рассматривают Японию через призму прошлого: бойня в Нанкине (1937) и прочие зверства.

Читайте также: Два курильских острова вместо четырех

Пока что Токио пытается сохранять спокойствие. 14 жителей Гонконга, которые высадились на Сенкаку, выдворили обратно без вынесения обвинения. Такое решение позволило избежать конфликта с Пекином, как это было после задержания капитана китайского траулера японской береговой охраной у спорных островов в сентябре 2010 года. Под давлением Китая Японии в конечном итоге пришлось пойти на попятный.

После прихода к власти в августе 2009 года демократы поставили перед собой цель установить равноправные отношения с США и укрепить связи с остальной частью Азии. Первому лидеру демократического правительства Юкио Хатояме год спустя пришлось подать в отставку, так как его действия привели к напряженности в отношениях с Вашингтоном из-за перемещения американской военной базы на Окинаве. Дипломатические достижения его преемников блестящими тоже не назвать: они оказались не в состоянии предотвратить неприятные инциденты, так как не могли похвастаться личными контактами с китайскими и корейскими элитами - в отличие от их предшественников либерал-демократов, которым удалось вынести за скобки исторические разногласия ради развития двухстороннего сотрудничества.