В преддверии проведения на острове Русский саммита АТЭС, британские эксперты буквально под микроскопом следили за предстоящим событием и его успешными результатами. Что неслучайно.

Высокая динамика экономического роста в странах Южной, Юго-восточной и Восточной Азии (далее – Азия) сохраняется уже в течение многих лет. С исторической точки зрения, этот небывалый рост способствовал рекордному сокращению  численности малоимущего населения. Однако по мере роста финансового благополучия людей, повышаются и их требования к государственному обеспечению. Жители Азии все чаще требуют пенсий, медицинского страхования, пособий по безработице и другой социальной помощи. В результате, наблюдается определенный сдвиг в экономической жизни этих стран: они переходят от простого накопления средств, - к созданию государства всеобщего благосостояния.

Скорость и масштабы этого перехода  ошеломляют на Западе. В октябре прошлого года правительство Индонезии объявило о том, что к 2014 году все жители страны будут обеспечены медицинской страховкой. Таким образом, будет создана крупнейшая в мире система «единого плательщика», в которой государство оплачивает услуги медицинского страхования. Всего за два года 240 миллионов сельских жителей получили пенсионное обеспечение в Китае; это намного больше, чем общее число людей, имеющих социальное обеспечение в США.  Еще несколько лет назад около 80% жителей сельских районов Китая не имели медицинской страховки. Сейчас она есть практически у всех. В Индии существует государственная программа занятости, дающая работу 40 миллионам семей (ежегодно участники программы обеспечиваются работой сроком до 100 дней, оплачиваемых в размере минимальной заработной платы). Кроме того, около 110 миллионов  малообеспеченных граждан получили бесплатное медицинское страхование, что более чем в два раза превышает число незастрахованных в Америке.

В 1880 году Германия впервые ввела систему пенсионного обеспечения; Великобритания создала Национальную службу здравоохранения в 1948 году. Таким образом, можно утверждать, что формирование системы социального обеспечения в Европе заняло более полувека. Некоторые азиатские страны поставили себе целью построить свои собственные системы всего за несколько десятилетий. В этих условиях любые допущенные ошибки (такие как раздача невыполнимых обещаний) могут серьезно ударить по экономическому развитию этих стран. При этом, однако в том случае, если странам Азии удастся создать эффективную систему социальной защиты, они не только улучшат жизнь своих граждан, но и станут примером для подражания. Сегодня экономически развитые страны ничего не могут поделать со старением населения и огромным дефицитом бюджета. Следовательно, страны Азии имеют все шансы превзойти Запад и в этой сфере.

Исторически системы здравоохранения создавались методом проб и ошибок, так что у  Азии существуют все возможности поучиться на чужих неудачах. Программы «страховочной сетки»,  появившиеся изначально в Европе,  и стали основой всей европейской  социальной системы (Федеральные программы социального обеспечения и вспомоществования малоимущих), а затем со временем эволюционировали в реальные «подушки безопасности». Отчасти так вышло потому, что после воин и депрессий европейские страны стали уделять больше внимания вопросу перераспределения ресурсов. С другой стороны, свою роль сыграло и то, что сами получатели социальной помощи стали активнее оказывать влияние на государственную политику. В итоге вышло так, что не все принятые решения оказались рациональными. Если в финансировании программ по поддержанию неимущих слоев правительство США еще сохранило рассудок, то в формировании системы основных социальных выплат оно позволило себе допустить ряд ошибок,  таких как, назначение чересчур высоких пенсий, раздача невыполнимых обещаний в сфере здравоохранения и привязка медицинского страхования к месту работы пациента.

В развивающихся странах, например, в странах  Латинской Америки, ошибок было допущено еще больше. Очень часто налоговые поступления в казну государства  оказывались таких небольших объёмов, что эти средства были совершенно недостаточны для    покрытия социальных обязательств, которые принимали  на себя эти страны. Кроме того возникло усиление социального неравенства, поскольку  более зажиточным городским жителям, соответственно, начислялась и большая пенсия, чем малоимущему населению в сельской местности или безработным. Примером неэффективного распределения средств стала и  Бразилия, где  на государственные нужды выделяются суммы, достойные экономически развитой страны, при этом качество общественных услуг остается на уровне страны третьего мира.

Правительства азиатских стран полностью отдают себе отчет в грядущих проблемах. Они не хотят, чтобы на смену традиционной любви к труду и экономии пришла постыдная зависимость от государственного обеспечения. Крупные страны региона будут учиться не у Греции, а у маленького Сингапура, где на общественные нужды пускается не более одной пятой части ВВП, а школы и больницы – одни из лучших в мире. До последнего времени в странах Азии почти не существовало никаких программ помощи малоимущим: им причиталась только базовая медицинская страховка и мизерная пенсия. Даже сейчас расходы на социальное обеспечение здесь составляют лишь 30% от нормы развитых стран, – ниже, чем в любом развивающемся государстве (за исключением некоторых стран Африки).

Конечно, в этом отношении у стран Азии существуют реальные перспективы роста. Однако в регионе совершенно очевидны собственные специфические проблемы: например, демография. Очевидно, что некоторые азиатские страны, такие как Индия, достаточно «молоды». Однако, наряду с ними, существует целый ряд государств в группе «быстро стареющих». Сегодня в Китае на пять человек трудоспособного возраста приходится один старик. К 2035 году – будет уже два. Возьмем США. В 1960 году на одного получателя социального обеспечения приходилось пять налогоплательщиков (прямой результат «беби-бума»), а сейчас на каждого пенсионера в Америке приходится лишь три работающих гражданина.

Существенным фактором в решении задач социального обеспечения являются и  размеры некоторых азиатских государств. Три гиганта – Китай, Индия и Индонезия – крупнейшие по площади страны с серьезными региональными различиями в доходе. Создать единую систему социальных служб здесь так же сложно, как, например, в Европейском союзе. Более того, многие жители Азии не получают официальных зарплат (в Индии до 90% населения), следовательно, государству очень сложно определить их реальный доход, а также наладить какую-либо систему выплат через банковские переводы.

Как преодолеть подобные вызовы? Нет единого решения, которое подошло бы всем, от Индии до Кореи. Разумеется, страны региона  будут экспериментировать с различными схемами социального обеспечения, и это нормально. Тем не менее, есть три общих принципа, которые все азиатские государства могли бы взять на вооружение.

Во-первых, как считают эксперты влиятельного британского журнала «Экономист»,  не обязательно сокращать размер выплат, когда можно скорректировать временные рамки их предоставления. Размеры большинства азиатских пенсий скромные, однако, пенсионный возраст наступает достаточно рано. Например, для китайских женщин это 55 лет; в Таиланде по многим специальностям нельзя работать после 60 лет, при этом пенсионными выплатами можно пользоваться уже с 55.  Такой подход попросту вреден. Пенсионный возраст необходимо увеличить во всех странах Азии путем его индексации в соответствии со средним показателем продолжительности жизни.

Во-вторых, сама схема распределения средств должна получить более тщательную проработку. Грубо говоря, система социальных субсидий существует для поддержки малоимущих, а не для помощи богатым. В странах с быстро стареющим населением затраты на пожилых не должны перекрывать собой инвестиции в молодежь. Слишком многие азиатские правительства продолжают тратить огромные суммы из социальных средств на регрессивные универсальные субсидии. К примеру, в прошлом году Индонезия потратила на топливные субсидии в девять раз больше, чем на здравоохранение, и львиная доля этих средств досталась наименее нуждающимся жителям страны. Поставив цель создать государства всеобщего благосостояния, азиатские политики будут обязаны воспользоваться уникальной возможностью и положить конец подобной расточительности.

В-третьих, реформаторам следует проявить гибкость и новаторство. Не следует полностью коммерциализировать рынок труда, ровно, как и не следует до бесконечности повышать размер минимальной оплаты труда. Важно, чтобы пенсии сохранялись при смене работы или переезде в другой регион. Следует также помнить, что наличие системы государственных дотаций не подразумевает бесплатное предоставление всех общественных услуг (да, государство может предоставлять базовые медицинские услуги, но это не означает, что каждая медсестра должна быть бюджетным работником). Использование современных технологий позволит избежать недостатков, которыми изобилует государственный сектор в развитых странах. Например, введение электронных медицинских карт или осуществление банковских переводов через мобильные телефоны могли бы повысить эффективность системы социальной поддержки.

Не только экономическое, но и политическое здравомыслие важны в создании устойчивой системы социальной поддержки. Населению важно объяснить, что продление трудоспособного возраста и отказ от затрат, которые тяжким бременем лягут на следующие поколения, являются необходимыми элементами заботы о будущем своей страны – именно об этом обычно забывают на западе. Стоит ли говорить, что для принятия этого зрелого похода к социальному обеспечению потребуется серьезная трансформация общественного и политического сознания.

Это англичане знают по собственному опыту. А история России 90-х совершенно очевидно продемонстрировала, что  все предлагаемые западом решения, необходимо соизмерять с особенностями и спецификой  собственной  экономики.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.