Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После ухода американцев из Кабула русские окажутся на передовой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американцы и НАТО стремятся как можно быстрее уйти из Афганистана, а Москва, одна или с региональными союзниками, готовится противостоять джихадистским движениям, активным в бывших советских республиках. Эта угроза может разрастись, если оправдаются прогнозы экспертов, согласно которым после ухода союзников из Афганистана он снова попадет в руки талибов.

Американцы и НАТО стремятся как можно быстрее уйти из Афганистана, а Москва,  одна или с региональными союзниками, готовится противостоять джихадистским движениям, активным в бывших советских республиках. Эта угроза может разрастись, если оправдаются прогнозы некоторых экспертов, по мнению которых, после ухода союзников из Афганистана он снова попадет в руки талибов.

В последние недели инициативы Владимира Путина подтверждают намерение укрепить политические и военные позиции в предвидении угрозы дестабилизации среднеазиатских республик и южных регионов России, населенных мусульманами. В конце сентября Путин встретился в Бишкеке с киргизским президентом Алмазбеком Атамбаевым. Они подписали соглашение, которое гарантирует российским военным контроль за военно-воздушной базой в Канте до 2032 года. Контракт, который истекает в 2017 году, был продлен еще на 15 лет в обмен на списание долга в 380 миллионов и предоставление кредита в 1,3 миллиарда для строительства двух гидроэлектростанций. «Мы представляем себе ситуацию в Афганистане, и присутствие российских военных как в Таджикистане, так и в Киргизии является стабилизирующим фактором перед лицом террористической угрозы», - сказал Путин. Договор об аренде базы в Канте, где размещаются 700 российских служащих военно-воздушных сил, вертолеты Ми-8, истребители Су-27 и бомбардировщики Су-25, предполагает продление аренды еще на пять лет до 2037 года. Это подтверждает то, что маленькая бывшая советская республика хочет сохранить не только символическое военное присутствие россиян в предвидении возникновения напряженности исламского толка, подобно той, что уже возникла в Узбекистане.

Читайте также: Проект-тупик от Марокко до Афганистана

В договоре говорится, что россияне будут курировать подготовку и снаряжение киргизской армии и контролировать телекоммуникационный центр, но главная их задача - помочь войскам Бишкека защитить суверенитет страны и обеспечить национальную безопасность. Эта статья фактически превращает Киргизию в протекторат Москвы. В то время как киргизские власти продлевали аренду российской базы, в Вашингтоне подтвердили, что возможность использовать аэропорт «Манас» заканчивается в 2014 году, что лишает Соединенные Штаты важной опоры для поддержки военных сил в Афганистане. Военно-воздушная база будет широко использоваться во время вывода союзных войск. В прошлые годы она принимала грузовой итальянский самолет С-130.


Москва заключила также новые военные соглашения с Таджикистаном, в котором 201-я российская мотострелковая дивизия много лет охраняет таджикско-афганскую границу, стараясь заблокировать трафик оружия и опиума и воспрепятствовать проникновению террористов. Договор, касающийся трех военных баз, был подписан в Душанбе Путиным и таджикским президентом Эмомали Рахмоном.

Стороны договорились о российском военном присутствии до 2042 года с возможностью его продления до 2047 года. Как сообщает Интерфакс, в обмен Москва будет беспошлинно снабжать внутренний таджикский рынок российским газом и выделит 5 миллионов долларов для борьбы с наркотрафиком в Таджикистане, который затем направляется в Россию. Только в первые шесть месяцев 2012 года в среднеазиатской республике было конфисковано 3,4 тысячи килограммов наркотиков. Затем Путин пообещал, что таджикским рабочим будут выданы разрешения на работу в России на три года, а период их пребывания может быть продлен до 15 лет, что поможет бюджету Душанбе, который сильно зависит от денежных переводов 1,3 миллиона эмигрантов (в 2011 году суммарная сумма составила 3 миллиарда долларов).

Также по теме: Что стоит за желанием Путина сохранить войска НАТО в Афганистане

Согласно российской стратегии, республики, когда-то входившие в состав СССР, представляют зону исключительного интереса Москвы, в которую она всегда старалась не допустить американцев. В то же время это передний фронт борьбы с исламистскими движениями, которые имеют свои базы в Афганистане и на территории Пакистана. Поэтому россияне заинтересованы в поддержке афганского правительства, которому они пообещали военную помощь после вывода войск НАТО, что совпадает с интересами Запада. Москва поставляет афганскому правительству сотню вертолетов, оплаченных Вашингтоном. Исламисты уже нанесли прямой удар по России на Кавказе. Спустя шесть лет после окончания военных операций армейские подразделения, гражданская и военная разведки, ФСБ и ГРУ, вернулись в регион, чтобы противостоять обострению обстановки и террористическим акциям исламистского толка. В прошлом году погибло 187 человек, и 440 были ранены среди полицейских и военных, что заставило Москву вновь ввести войска.

«Российские войска уже начали принимать участие в антитеррористических операциях в некоторых регионах Северного Кавказа, где создалась особенно напряженная обстановка. Они действуют согласно собственным программам, но в тесном сотрудничестве с оперативной группой Министерства внутренних дел и секретными службами», - сообщил вчера военный источник агентству Интерфакс. Специальный антитеррористический режим, действовавший в Чечне с 1999 года, был отменен в 2006 году после десяти лет войны, в которой погибло 50 тысяч человек. Москва вывела 20 тысяч военнослужащих, но сейчас Интерфакс говорит о возвращении особого режима «в различных регионах Северного Кавказа». Кажется, есть уже четверо погибших в военных операциях в Дагестане и Ингушетии. «В последнее время ситуация ухудшилась, особенно - в Дагестане, где дела идут очень плохо», - прокомментировал Павел Фельгенгауэр (Pavel Felghengauer), аналитик Джеймстаунского фонда. Он подчеркнул, что местных сил не хватает для борьбы с террористами, а за последние годы войска растеряли опыт ведения антитеррористических операций.