Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Священная война на рекламных щитах

© коллаж ИноСМИАтеист
Атеист
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Я не убиваю, не краду, не верю». «Не веришь в Бога? Ты не одинок». Первые атеистические рекламные щиты с такими фразами разместили недавно в городе Люблин. Вскоре они должны появиться на улицах других польских городов. Инициатива атеистов – это ответ на акцию «Крестовый поход с четками», в рамках которой на билбордах разместили призыв к молитве «Мария, королева Польши, спаси нас, мы гибнем».

«Я не убиваю, не краду, не верю». «Не веришь в Бога? Ты не одинок». Первые атеистические рекламные щиты с такими фразами разместили недавно в городе Люблин. Вскоре они должны появиться на улицах других польских городов. Инициатива атеистов – это ответ на акцию «Крестовый поход с четками», в рамках которой в крупных городах были размещены 200 билбордов с призывом к молитве «Мария, королева Польши, спаси нас, мы гибнем».

Атеистические автобусы

Кампания с рекламными щитами – это перенос в нашу страну методов, которыми стали с недавнего времени пользоваться круги атеистов, агностиков и рационалистов в западных странах. Все началось в 2008 году, когда британская писательница Эриан Шерин (Ariane Sherine), проезжая по Лондону, увидела рекламу на автобусе. Цитата из св.Луки гласила: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» Шерин, будучи убежденной атеисткой, заинтересовалась объявлениями, которые протестантские организации размещают в общественном транспорте. Некоторые из них отсылали к сайту JesusAid.org. Женщина решила заглянуть на него, и обнаружила там предостережение, что всех, кто отрицает учение Христа, ждут вечные муки в аду.

Эти слова задели писательницу за живое и подтолкнули к действиям. На страницах левой газеты The Guardian они призвала организовать сбор средств на проведение ответной рекламной кампании с реакцией на послание христиан. Ее поддержала Британская гуманистическая ассоциация и автор книги «Бог как иллюзия» - профессор Ричард Докинс (Richard Dawkins), которого называют «Папой атеистов». Собрать удалось 140 тысяч фунтов, на эти средства была организована акция: в январе 2009 года в лондонском метро и на 800 автобусах по всей Великобритании появились плакаты «По всей вероятности, Бога нет. Так что не волнуйтесь и радуйтесь жизни».

Читайте также: Церковь - проблемы пассивного атеизма

В дальнейшем акция распространилась на другие страны: Италию, Испанию, Германию, Канаду, Австралию. Организаторы отдельных кампаний несколько видоизменяли главный лозунг: например, по Генуе ездили автобусы с надписью «Плохая новость: Бога нет. Хорошая новость: Бог нам не нужен». В Германии выбрали такой слоган: «Бога (с высокой степенью вероятности) нет. Чтобы жить счастливо, Бог не обязателен».

Пикеты и жалобы

Христианские круги отреагировали на кампанию атеистов по-разному. Одной из реакций были протесты. Однако пикет, устроенный перед офисом рекламного агентства в Лондоне, оказался немногочисленным (на него пришло всего 200 человек) и не слишком действенным. Было решено прибегнуть к иным средствам. В британский комитет по рекламе ASA было направлено 326 жалоб от граждан, почувствовавших себя оскорбленными атеистическими лозунгами. Лидер организации Christian voice Стивен Грин (Stephen Green) заявил, что данные слоганы нарушают закон о рекламе, потому что не соответствуют правде. По его мнению, они звучали как утверждение факта, тогда как доказать этот факт невозможно.

Жалобы Грина и других были отклонены. Решение ASA гласило, что использованное в кампании выражение не вводит потребителей в заблуждение, поскольку передает лишь определенное мнение, таким образом, оно не нуждается в доказательстве своей правдивости.

Также по теме: Урок религии - реформу начинают преподаватели

В других странах протестные акции увенчались успехом. Власти Берлина, Бремена, Дрездена, Гамбурга, Кельна, Лейпцига, Мюнхена, Потсдама, Фульды, Регенсбурга и Штутгарта запретили размещать такую рекламу в общественном транспорте, объяснив это запретом на лозунги, оскорбляющие религиозные чувства. Подобным образом завершилась история в некоторых канадских городах, в частности, Оттаве и Ванкувере. От участия в атеистической кампании отказалась также одно итальянское рекламное бюро, заявив, что содержание послания противоречит этическому кодексу их отрасли. Одновременно акция атеистов стала для некоторых христиан поводом, чтобы заявить о собственной вере. В Англии 62-летний водитель Рон Хитер (Ron Heather) отказался садиться за руль «атеистического автобуса». Он с успехом выдержал давление, и в итоге работодателю пришлось пересадить его на машину без оскорбительной для шофера надписи.


Похвалы и пожертвования

Реакция части христиан была противоположной и заключалась она в похвалах акции атеистов. Такую позицию заняли, например, британские методисты, выразившие Докинсу благодарность за «его неослабевающий интерес в Богу и поощрение людей к размышлениям на эту тему. Такая кампания станет по-настоящему добрым делом, если поможет людям задать основополагающие вопросы о своей жизни».

В сходном духе высказался проповедник Папского дома францисканец о. Раньеро Канталамесса (Raniero Cantalamessa), советовавший поблагодарить инициаторов британской акции, так как она «оказала вере большую услугу, чем все наши апологетические аргументы, поскольку показала ничтожность атеистических аргументов и пробудила многие дремлющие умы». Что любопытно, о. Канталамесса произнес эти слова в ходе службы в римском соборе Святого Петра в присутствие Папы Бенидикта XVI.

Читайте также: Как русские выжили во времена воинствующего атеизма

Некоторые христианские комментаторы обратили внимание, что в кампании атеистов звучит выражение «по всей вероятности». Это означает, что они не имеют полной уверенности в том, что Бога действительно не существует. По мнению Пола Вулли (Paul Woolley) из Теологического института Theos, на самом деле атеисты делятся своей неуверенностью. Поэтому он поддержал их кампанию пожертвованием в 50 долларов, заявив, что эта акция заставляет людей задуматься о Боге. В свою очередь, некоторые представители атеистических кругов не скрывали своего разочарования от появления на плакатах выражения «по всей вероятности»: по их мнению, организаторы кампании поставили знак вопроса по поводу существования Бога вместо того, чтобы решительно отбросить такую вероятность.

Обмен ударами

Некоторые христианские организации в разных странах решили поднять брошенную перчатку и начать контрнаступление. В Великобритании Библейское общество святой Троицы купило рекламные площадки на 125 автобусах и разместило там цитату из псалма 52: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"». За рекламу еще на 50 автобусах заплатила британская Христианская партия. Их лозунг гласил: «Бог доподлинно существует. Вступайте в Христианскую партию и наслаждайтесь жизнью».

В Барселоне на улицы выехали автобусы с лозунгом «Да, Бог существует. Наслаждайтесь жизнью во Христе». В Мадриде католики использовали цитату из Махатмы Ганди: «Даже если все тебя покинут, Бог останется». В Дортмунде, в свою очередь, появилась надпись: «Не волнуйтесь, Бог есть. Хорошего дня».

Также по теме: Религиозный спор в XXI веке?

Тем же путем пошли христиане и в Польше. В ответ на кампанию атеистов в Жешуве были размещены плакаты с текстом «Вера первоначальна» и «Господь – пастырь мой». Инициатором выступило движение «Стоп секуляризации», обещающее продолжить акции в других городах. Вне зависимости от того, какой оказывается реакция христианских кругов в разных странах, представляется, что они по большей части сходны в одном. Их ощущения удачно сформулировал на страницах журнала Flourish Ронни Конвери (Ronnie Convery): «Похоже, главным противником католицизма в Европе стали сейчас не воинственный протестантизм, фанатический ислам или даже модный и вездесущий атеизм, а равнодушие и пассивность, которые опеленали наш мир, будто мягкое шерстяное одеяло».

Миссионерский атеизм

В контексте рассмотренных кампаний ксендз Анджей Драгула писал о парадоксальном явлении «набожных атеистов», занимающихся «проповедью неверия». Но что же кроется за этим «миссионерским атеизмом»?

Лозунги, которые использовались в западных странах, показывают, что местные атеисты смотрят на веру очень узко, это для них – источник беспокойства, который мешает наслаждаться жизнью. Между тем, такое представление опровергают многочисленные исследования специалистов по общественной психологии, которые указывают на позитивные корреляции между глубокой верой и ощущением смысла жизни, самореализации, удовлетворенностью собственным существованием. Отчаяние, депрессия, самоубийства чаще встречаются у людей неверующих или сомневающихся, чем у верующих. Может быть, кампания с гордым заявлением о своем атеизме – это некий способ справиться с ощущением метафизической неопределенности?

Читайте также: Почему американцы до сих пор не любят атеистов?

Западные акции подчеркивают ценность безмятежности и радости жизни, которые, якобы, сопутствуют атеистам. Это идет, однако, вразрез с потребностями людей, сталкивающихся в своей жизни с реальными страданиями. На это обратил внимание о. Канталамесса, отметивший, что атеизм не способен дать какой-либо ответ на страдания, с которыми соприкасается человек.

В мире рекламы нет места боли, горю, смерти. Но в реальной жизни с ними сталкивается каждый, даже атеист. Как же тогда кому-то, кто не верит в Бога, радоваться жизни? Польская атеистическая кампания более конфронтационна, чем западная. Лозунг «Я не убиваю, не краду, не верю» ставит знак равенства между убийством, преступлением и верой, которые достойны одинакового порицания. Таким образом в Польше основной акцент делается на этические аспекты, а атеизм даже предстает как источник морали.

Думается, однако, что эта полемика ущербна: для христиан несомненно, что можно быть хорошим человеком, не веруя в Бога. Но эта возможность не перерождается в правило. Тем временем, разнообразные системные проекты доказательств того, что мораль возможна без ассоциации со сверхъестественным, обречены на провал, как доказал философ Аласдер Макинтайр (Alasdair McIntyre) в своем тщательном аналитическом исследовании.

Демонстрация неверия, как и слова «не верю» – по своей сути является заявлением о вере. Это вера в то, что Бога нет. За ней стоит не какое-то прочное знание, а только личная убежденность. И эта убежденность должна быть очень сильной, раз она находит выход в таких демонстративных действиях. Гилберт Честертон (Gilbert Chesterton) считал подобные ситуации – столкновения пламенных христиан и атеистов – очень полезными для веры и описал это в своем романе «Шар и крест». Ведь хуже всего быть теплым.