Несколько лет тому назад, на баночках с овсяным кремом печатали изображение человека, держащего такую же баночку, на которой был нарисован человек с такой же баночкой. Повторять это изображение до бесконечности невозможно, но воображение свое дело делает. Я вспомнил об этих рисунках, читая статью Линкольна в журнале Scientific American, посвященную преонам, - частицам, которые до сих пор обнаружить не удалось.

Так называют русские куклы, полые внутри. Одна вставляется в другую. Самое большое количество матрешек, которые помещаются одна в другую, достигает 75. Благодаря новым технологиям, это число можно увеличить и создать, скажем наноматрешки.

Теория строения ядра дала название атомов основным частицам, составляющим материю. В Древней Греции Демокрит, Левкипп и Эпикур утверждали, что материя состоит из неделимых частиц – атомов.

Читайте также: Смерть от испуга с точки зрения науки

В начале XIX века Далтон заявил, что атомы представляют собой неделимые сферы, однако эта теория просуществовала недолго. В начале XX века Томсон и Миликан открыли, что атом не является неделимым и содержит в себе электрон. Они замерили его электрический заряд.

Резерфорд доказал, что атом состоит из электронов, протонов и нейтронов. Предполагалось, что они - неделимые частицы, из которых состоит материя. Благодаря развитию физики, в настоящее время известны около 300 элементарных частиц.

Для упорядочения этого огромного количества частиц была разработана Стандартная модель (СМ). Протоны и нейтроны состоят из кварок, электроны и нейтрино не имеют структуры. Стандартная модель позволяет объяснить прочность стали, электромагнитное излучение. Она объясняет, почему существует атомное ядро, если внутри него есть частицы с таким же электрическим зарядом, которые отталкиваются друг от друга; почему атом не распадается самопроизвольно; почему есть больше материи, чем антиматерии. Стандартная модель позволила заявить о существовании бозона Хиггса за более чем полвека до его открытия. Основной электрической единицей уже является не электрон.

Существовавшая доныне ситуация могла быть выражена следующими словами: атом почти пуст, внутри него есть электроны, протоны и нейтроны. Электроны не имеют структуры, это точки; протоны и нейтроны состоят из кварков, не имеющих измерения. Силы, которые удерживают кварки и ядро, передаются с помощью частиц, называемых бозонами. Единственной силой, не подпадающей под эту модель, является гравитация. До настоящего времени не обнаружены гравитоны, играющие ту роль, которую Ньютон приписывал духовным сущностям, информирующим планеты о притяжении других небесных тел.