Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стабильность в Афганистане и региональное сотрудничество

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вслед за террористическими актами 11 сентября 2001 года силами НАТО было осуществлено военное вмешательство в Афганистан, направленное против террористической организации «Аль-Каида» и укрывавшего ее талибанского режима. Целью НАТО стало построение стабильного и жизнеспособного государственного механизма, который будет интегрироваться в мир и сотрудничать с международным сообществом.

Вслед за террористическими актами 11 сентября 2001 года силами НАТО было осуществлено военное вмешательство в Афганистан, направленное против террористической организации «Аль-Каида» и укрывавшего ее талибанского режима. С этого момента Афганистан вступил в новый процесс: целью НАТО стало построение стабильного и жизнеспособного государственного механизма, который будет интегрироваться в мир и сотрудничать с международным сообществом. В наши дни активно обсуждается вопрос о том, какая часть территории государства контролируется центральным правительством Афганистана, и существенным источником беспокойства является по-прежнему сильное и влиятельное присутствие сил движения «Талибан», прежде всего на юге и западе страны. Окончание военной миссии НАТО в 2014 году станет важным поворотным моментом не только для стран-членов НАТО, но и таких непосредственно заинтересованных в стабильности в Афганистане государств, как Россия, Китай и Индия. С этой точки зрения можно утверждать, что относительно построения стабильного государственного механизма, который предотвратит деятельность террористических и международных преступных групп в Афганистане, в международном сообществе существует редко наблюдаемое единодушие. Организуются разнообразные встречи, на которых под руководством разных государств и международных организаций обсуждается будущее Афганистана.

Одним из таких мероприятий последнего времени стала конференция, проведенная в городе Герат (Афганистан) с 19 по 21 октября 2012 года Delhi Policy Group (DPG) и Афганским институтом стратегических исследований (AISS). Эта конференция стала продолжением организованной Delhi Policy Group (DPG) 20-21 июля 2012 года в индийском городе Джайпур конференции по Афганистану. Ее цель состояла в подготовке основ как для обеспечения вклада в стабильность Афганистана, так и регионального сотрудничества через увеличение совместных контактов и взаимодействие между Афганистаном и соседними странами.

Общие тревоги

Международное сообщество единодушно во мнении, что Афганистан не должен быть центром терроризма. В этой связи общим представлением является наличие экономической поддержки террора, который уничтожает политическую и экономическую инфраструктуру страны.

Другая общая проблема связана с незаконным оборотом наркотиков, который так же, как и террор, получив развитие, способен подорвать экономическую инфраструктуру Афганистана.

Третий вопрос, вызывающий всеобщее беспокойство, касается радикальных религиозных групп: предполагается, что источником дестабилизации в Афганистане и регионе, а также терроризма, являются движения «Талибан», «Аль-Каида» и группы салафитов.

По этим трем ключевым вопросам как среди региональных, так и мировых акторов, наблюдается согласие. Противоречия возникают относительно того, как и какими методами решать эти проблемы. Одни государства обвиняют другие в том, что не оказывается достаточная поддержка решению данных проблем и даже создаются препятствия для их устранения. Позиции региональных и мировых политических игроков, связанные с решением проблем в Афганистане, можно вкратце обобщить следующим образом.

Афганистан

К 2014 году НАТО выведет свои вооруженные силы из Афганистана. Военно-воздушные силы страны практически разрушены. Что касается военного и экономического потенциала всех соседних стран, то он гораздо выше. Следовательно, приоритетом афганской армии станет преодоление угроз, исходящих изнутри. С этой точки зрения Афганистан должен сотрудничать со всеми соседними государствами и мировыми силами. Несмотря на одиннадцатилетнее присутствие НАТО, в Афганистане не изменились основные стратегические балансы. «Аль-Каида» и «Талибан» все еще представляют значительную угрозу. Согласно афганским официальным лицам, Пакистан посредством «Талибана» разворачивает скрытую войну в Афганистане. Хотя финансирование обеспечивается Саудовской Аравией, весь доступ человеческих, денежных и материальных ресурсов осуществляется через Пакистан. Предполагается, что пакистанские медресе подпитывают «Талибан». Чрезвычайно важное значение приобретает построение национальной экономики в стране. Осуществляя действенную борьбу с коррупцией, Афганистан вынужден эффективно использовать свои экономические ресурсы.

Пакистан

Пакистан – наиболее пострадавшая от афганского вопроса страна. Афганистан – это не вопрос экономики или политики для Пакистана, это повестка дня, которая обладает экзистенциальным значением. Вместе с периодом оккупации Афганистана Советским Союзом в 1980 году начинается процесс дестабилизации в Пакистане. Высказываются предположения, что нестабильность создается салафитскими группами, прибывающими из Саудовской Аравии, которая в тот период оказывает поддержку моджахедам. Утверждается, что в Пакистане, наряду с обязательствами подпитываемых из Саудовской Аравии медресе, связанными с оказанием содействия бедным семьям и оплатой всех расходов на образование, дети бедных семей полностью отрываются от родного окружения и непременно подвергаются идеологической обработке. Особенно в сельских районах Пакистана бедные многодетные семьи, отдавая некоторых своих детей в медресе, полагают, что обеспечивают их материальным достатком и спасают жизни своих детей. Среди оторванных от своих семей детей вырастают террористы-смертники и вооруженные боевики.

До 11 сентября Пакистан предпринимал попытки убедить талибанский режим прекратить связи с «Аль-Каидой», однако ему это не удалось. Пакистанцы утверждают, что их государство не имело каких-либо совместных интересов с талибанским режимом. Официальные лица страны стремились всемерно контактировать с афганскими официальными лицами, однако не смогли найти должного отклика с их стороны. Представители Пакистана утверждают, что террористические группы, связанные с «Талибаном» и «Аль-Каидой», выбрали мишенью пакистанское государство и общество и даже организовывали нападения на крупнейшие пакистанские авиа- и морские базы. Вместе с тем обращается внимание на распространение в Пакистане идей Пуштунистана, происхождение которых связывают с Афганистаном. Кроме того, Пакистан вместе с Ираном несет на себе груз афганских беженцев. Начиная с 1980-х годов, в Пакистане проживает более миллиона беженцев из Афганистана. В силу невозможности осуществления фактического контроля границы доподлинно неизвестно, сколько афганских беженцев на самом деле находится в Пакистане.

Иран

Соседняя страна Иран является одним из влиятельных государств по вопросу будущего Афганистана. В Иране проживает свыше миллиона афганских беженцев, большинство из которых незаконными методами оказались в стране. По мнению иранцев, значительную угрозу представляет распространяющийся через Афганистан терроризм, радикализм и наркоторговля. Другим важным вопросом для Ирана является окончание оккупации в Афганистане. Вмешательство НАТО после 2001 года иранцы рассматривают как иностранную оккупацию, так же, как советскую оккупацию 1980-х годов, и незамедлительно требуют положить конец американскому захвату под прикрытием НАТО. Однако иранцы, так же, как в случае с Ираком, говорят о готовности к переговорам и сотрудничеству с американцами по вопросу Афганистана.

С точки зрения языка и культуры Иран находится в преимущественном положении относительно оказания влияния на Афганистан. Однако в силу шиитской консолидации, которую Тегеран осуществляет вокруг хазарейцев, представляется, что Иран недостаточно использовал свой шанс построить благоприятные отношения со всеми группами в Афганистане. При этом в самом Афганистане особенно негативная реакция выражается по отношению к Ирану и Пакистану. Высказываются обвинения, согласно которым Иран стремится оказать давление на Афганистан и политизировать шиитских хазарейцев.

Государства Средней Азии

Политика по афганскому вопросу таких стран, как Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Казахстан, практически совпадает. Среднеазиатские страны желают, чтобы Афганистан в кратчайшие сроки достиг политической стабильности и посредством торговых путей и транспортировки энергетических ресурсов стал привлекательным центром. Наркоторговля и деятельность радикальных группировок оказывает глубокое влияние на государства Средней Азии. Через Афганистан салафитские группы открыты для среднеазиатских государств. Даже Казахстан и Киргизия, не имеющие непосредственной границы с Афганистаном, испытывают беспокойство относительно радикальных религиозных движений.

Россия

Россия является одной из самых крупных жертв наркопродукции, производимой в Афганистане, и в этой связи стремится незамедлительно прервать наркотрафик, который прямо воздействует на российскую молодежь. Кроме того, Москва испытывает беспокойство от увеличения влияния поддерживаемых движением «Талибан» салафитских групп среди мусульманских народов, проживающих на территории РФ. Россия отмечает, что по афганскому вопросу желает прийти к согласию со всеми факторами, однако не приемлет давление со стороны прежде всего западных стран. Таким образом, можно утверждать, что Россия поддержит любую миссию, которую предпримет международное сообщество в Афганистане при условии получения предварительного одобрения Москвы.

Индия

Индия – один из региональных и глобальных факторов, который стремится быть влиятельной силой в Афганистане. Индия намерена оказать поддержку в первую очередь развитию афганской экономики. Нью-Дели предлагает стать торговым мостом Афганистана между Средней и Южной Азией и благодаря этому снова возродить исторический шелковый путь. Кроме того, Нью-Дели стремится, чтобы энергетические ресурсы Каспийского моря через Афганистан достигали Южной Азии. Вместе с тем, Индия намерена поддерживать процесс достижения национального согласия в Афганистане. Индийцы полагают, что позиционируемый ими мультикультурализм и демократия могут стать моделью для будущего Афганистана.

Самым большим препятствием для Индии, не имеющей непосредственной границы с Афганистаном, является необходимость достижения согласия по этому вопросу с Пакистаном. Судьба экономических и торговых отношений, которые Нью-Дели будет развивать с Кабулом, зависит от логистической поддержки, которую предоставит Исламабад. С этой точки зрения Пакистан – единственная дверь, которая открывается в Среднюю Азию. Осознав это и развивая отношения с Афганистаном, Индия стремится принять во внимание деликатные вопросы с Пакистаном. При этом Пакистан обвиняет Индию в том, что она с помощью Афганистана стремится его «окружить» и осуществляет большое количество мероприятий политического и интеллектуального характера в стране.

США

Американцы утверждают, что к 2014 году военные силы США, вместе с вооруженными силами НАТО, будут полностью выведены из Афганистана, и не планируют оставлять постоянную военную базу в стране. Вывод американских войск, которые с 2001 года обеспечивают базовую безопасность в Афганистане, в сущности заставляет задуматься не только афганцев, но и многих глобальных и региональных факторов. Ведутся дискуссии по вопросу о том, обладает ли афганская армия таким потенциалом, который способен сохранить ее целостность и противостоять движению «Талибан». Другие важные вопросы касаются того, в какой степени возможно обеспечение национального согласия в Афганистане и как можно предотвратить возникновение гражданской войны между различными группами в стране. В целом американцы возлагают оптимистичные надежды на будущее Афганистана и полагают, что афганское правительство и армия способны сохранить целостность страны и стабильность.

Турция

Наряду с Японией и Германией, Турция является одной из стран, которая рассматривается как наиболее подходящая с точки зрения выполнения задач в Афганистане. Становится понятно, что действия трех этих стран, у которых нет границы с Афганистаном, и географически они находятся достаточно далеко от этого региона, были встречены афганцами с симпатией. Вместе с тем то, что Турция является мусульманской страной, выдвигает ее несколько на передний план, по сравнению с Японией и Германией. Модернизация Турции, проведенная под руководством Ататюрка, рассматривается афганцами как необыкновенная история успеха. Благодаря развитой демократической и плюралистической структуре для Афганистана и других мусульманских стран региона Турция представляется западными государствами как некая образцовая модель. Активная миссия Турции в структуре Международных сил содействия безопасности (ISAF) постоянно стимулировалась как афганцами, так и членами НАТО. Официальные лица Афганистана сообщают о вполне успешной деятельности Старшего гражданского представителя НАТО в Афганистане, которую с 2004 по 2006 годы выполнял Хикмет Четин. Кроме того, под руководством Турции осуществляются действия Афганистана в рамках Организации исламского сотрудничества.

Активное вхождение турецких компаний в строительный и производственный сектор в Афганистане позитивно рассматривается как афганцами, так и многими политическими акторами. Особо афганскими официальными лицами подчеркивается, что наиболее успешными школами в стране являются функционирующие в различных городах Афганистана афгано-турецкие школы. Их открытость для всех этнических и религиозных групп рассматривается как возможность для развития мультикультурализма в стране.

Тупики для Турции

Вместе с тем, по сравнению с Японией и Германией, для Турции в Афганистане существует ряд препятствий. Традиционно благоприятные отношения Турции и Пакистана встречаются афганцами с подозрением, которые сообщают, что временами в афганском вопросе Турция занимает положение сторонника позиции Пакистана. Одного благоприятного отношения Турции и к Пакистану, и Афганистану оказывается недостаточно для урегулирования афгано-пакистанских отношений. В этой связи Анкаре, не отдавая предпочтения в пользу Исламабада или Кабула, необходимо развивать независимые отношения с каждой из стран. В противном случае, прилагая усилия для благоприятного урегулирования двусторонних отношений Афганистана и Пакистана, Анкара может внезапно потерять расположение какой-либо одной или обеих стран.

Другое беспокойство афганцев в отношении Турции связано с намерением Анкары провести переговоры с движением «Талибан» во имя обеспечения национального согласия в Афганистане. Афганскими официальными лицами «Талибан» по-прежнему рассматривается как террористическая организация, при этом предполагается, что «Талибан» осуществляет контроль над афганским народом силой оружия. Следовательно, вступление в переговоры с «Талибаном» таких стран, как Турция, в глазах афганского народа повышает легитимность «Талибана» и ослабляет влияние правительства в Кабуле.

Возможна ли постоянная стабильность?

На конференции была подробно рассмотрена проблема образования стабильного государственного механизма в Афганистане и значения регионального сотрудничества в этом процессе. Одним из вопросов на конференции, по которому было достигнуто согласие всех региональных и глобальных факторов, был связан с обязательным сохранением Афганистана как стабильной и целостной страны. Между тем отсутствует единство с точки зрения методов достижения этой цели. У каждого из политических игроков – своя собственная «маршрутная карта». Между тем переход к единому методу на данном этапе не представляется возможным.