Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
У тебя есть велосипед?

Проверь, к какому классу ты принадлежишь: высшему, среднему или низшему

© flickr.com/jeremyhughesЕС запретит машины в городах к 2050 году
ЕС запретит машины в городах к 2050 году
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Общественные классы разделяет пропасть. И дело - не только в доходах, но и в стиле жизни, мировоззрении, ценностях. Социологи занимаются изучением самых банальных вещей: например, отношением людей к велосипеду. В поездке на велосипеде домой, как и в рассказах о ней, скрывается много смыслов: представители разных общественных классов воспринимают это действие совершенно по-разному.

Общественные классы в Польше разделяет пропасть. И дело - не только в доходах, но и в стиле жизни, мировоззрении, ценностях. За внешне невинными вещами (отношением к отпуску, к езде на велосипеде, к домашним животным) социологи обнаруживают жесткую иерархию и битву за статус.

Социологи занимаются изучением самых банальных вещей: например, отношением людей к велосипеду. В поездке на велосипеде домой, как и в рассказах о ней, скрывается много смыслов: представители разных общественных классов воспринимают это действие совершенно по-разному.

Велосипед высшего класса

Высший класс, как можно узнать из новой книги под редакцией двух варшавских социологов - Мачея Гдули (Maciej Gdula) и Пшемыслава Садуры (Przemysław Sadura), говорит о езде на велосипеде, как о чистом удовольствии. Представитель этого социального слоя может ездить на работу на машине, однако выбирает велосипед и заодно с удовольствием рассказывает об ощущении свободы и веселья. Велосипед в качестве гаджета этому классу безразличен: он может быть и дорогим, и дешевым, это не имеет значения, главное – испытать удовольствие.

Читайте также: Англичане - мастера в сохранении классовых границ

Велосипед среднего класса

Представитель среднего класса воспринимает велосипед как экономное средство передвижения и с удовольствием рассказывает о том, сколько он на этом выигрывает или насколько это практично. Еще охотнее он хвалится тем, сколько стоил его железный конь, и какие на нем установлены амортизаторы и счетчики. Средний класс покупает к велосипеду дорогой замок, потому что боится кражи (представитель высшего класса демонстративно не обращает на это внимания, так как он пользуется или совсем дешевым велосипедом или покупка дорогой вещи не представляет для него проблемы).

Велосипед низшего класса

Представитель низшего класса ездит на велосипеде по необходимости, потому что ни на что другое у него нет денег, а купить проездной он готов не всегда. По этому же поводу он заводит себе самую дешевую модель и не боится, что ее кто-то украдет. Заодно такой человек не представляет себе, чтобы, например, премьер-министр ездил на работу на велосипеде, ему кажется, что это противоречит весу подобной должности.

Ну что же: это развлечение, однако в нем есть нечто серьезное (размышления о велосипедах базируются на исследованиях, которые были проведены в Варшаве по заказу самого города). Варшавские социологи опирались в своей работе о польских классах на теорию выдающегося французского ученого Пьера Бурдьё (Pierre Bourdieu), согласно которой решающим фактором принадлежности к определенному слою является не только достаток. Важен также социальный капитал – образование и знакомства, а также капитал культурный – знания и воспитание (если, да простят меня авторы, сильно упростить определение). В результате, например, преподаватели высших польских учебных заведений, относятся в исследовании к высшему классу, хотя вплоть до профессоров зарабатывают они очень мало. Имеет значение также стиль жизни, стремления, ценности, способ проведения свободного времени. Доходы имеют к этому отношение, однако, неясно, что тут первоначально: то ли люди ведут соответствующий стиль жизни из-за того, что у них много денег, то ли они много зарабатывают, потому что обладают определенным, свойственным их классу, отношением к жизни.


Также по теме: Жители пригородов едут на работу по собственному велосипедному шоссе

Работа высшего класса

Принадлежность к определенному классу, помимо отношения к велосипеду, влияет и на другие аспекты жизни. Например, в разных социальных слоях совершенно по-разному ищут работу.

Высший класс функционирует в Польше на совершенно ином рынке труда, чем тот, о котором мы читаем в газетах, и где на одну вакансию претендуют 200 человек. Эти люди не рассылают резюме и не участвуют в многоступенчатом отборе кадров, а если и да, то не рассказывают об этом. Представители этого слоя говорят, что работа приходит к ним сама, без каких-то усилий с их стороны, а воспринимается она как средство и одновременно образ существования. Они часто не отделяют свободного времени от рабочего и рассказывают о работе как об удовольствии и развлечении (впрочем, серьезном), которое доставляет им огромное удовлетворение. Профессиональная сфера – это для них возможность для самореализации и поиска новых задач.

Работа среднего класса

Средний класс воспринимает работу как карьеру, по лестнице которой приходится с трудом карабкаться, коллекционируя очки в резюме, все новые тренинги и стажировки. Этот слой в целом ориентирован на накапливание: предметов, дипломов, сертификатов, опыта. Авторы книги заметно недолюбливают средний класс: они с нескрываемой иронией пишут о его страхе возвращения в низший класс, об одержимости статусом, выставляемых напоказ для демонстрации своих достижений гаджетах и турпоездках.

Читайте также: Класс берет верх над расой

Работа низшего класса

Для представителей этого слоя работа – жизненная необходимость, монотонная и унылая мука, от которой они ничего не ожидают. У них нет карьерных амбиций. Они стараются быстрее расстаться со школой, чтобы начать зарабатывать. В работе они ценят дружескую атмосферу, безопасность и стабильность (что нравится социологам; впрочем, в описании низшего класса в целом в исследовании заметна отчетливая симпатия).

В каком мире я живу

Больше всего разделяет классы отношение к правилам социального мира: манерам, стилю поведения, одобряемым видам проведения досуга. Разница заключается не только в том, что (как известно) бизнесмены чаще занимаются спортом и принимают участие в культурной жизни, чем рабочие, а музыка диско пользуется большей популярностью в среде технической интеллигенции, чем квалифицированных рабочих (это реальные результаты исследований): представители разных социальных слоев, как пишут социологи, видят мир по-разному.

Средний класс: в постоянном страхе


Для среднего класса мир – это набор жестких правил, которым необходимо следовать, чтобы продвинуться в иерархии. Если обладать соответствующими квалификациями и написать хорошее резюме, получишь хорошую работу: вот пример подобного мышления. Источник успеха эти люди видят в самодисциплине, экономии и инвестициях - в финансы, образование, личную жизнь (они даже говорят об «инвестировании в детей»). Они живут в постоянном напряжении, застегнутые на все пуговицы, постоянно опасаясь потерять имущество, должность, престиж.

Также по теме: На велотренажере на свободу


Высший класс: жизнь – игра

Высший класс более любопытен, так как он знает, что в социальном мире нет никаких жестких правил, и осознает, что он сам может эти правила устанавливать. Он не боится за собственный статус и поэтому, например, воспитывает детей менее жестко, дает им больше свободы. Жизнь для него – это игра. Порой сложная и рискованная, полная вызовов, но все равно игра.

Низший класс: держаться вместе

Представители этого слоя осознают, что они обречены оставаться на вторых ролях, и примирились с этим: они реализуют себя в семейной жизни, в поиске стабильности, коллективных связей, разнообразных простых народных развлечений.


Две трети поляков относят себя к среднему классу

Поляки в основном считают себя средним классом: по данным проводившихся в последние 25 лет опросов, к нему относят себя от 50 до 70% населения. О принадлежности к высшему классу заявляют 3% респондентов, к низшему – 35%. Цифры, разумеется, приблизительные: на практике важно, когда кто-то обладает хорошим чутьем, то через пару минут беседы может понять (не будучи в состоянии объяснить, почему), кто к какому классу принадлежит.

Читайте также: Средний класс - Каждый второй из нас

Жестокая борьба за статус

«Образ жизни – это код, который позволяет идентифицировать человека и отнести его к конкретной группе», – пишут социологи. Банальные разговоры об отпуске, поиске работы или карьеры работают как четкие сигналы, хотя подаются и получаются они бессознательно. Если на приеме столичной богемы появится человек, хвастающийся тем, что он был лидером группы на заочных занятиях по маркетингу, он сразу же даст всем понять, что принадлежит к низшему слою, даже если благодаря образованию ему удалось продвинуться в корпорации и зарабатывать больше, чем большинство присутствующих. Гости снисходительно усмехнутся, а сам герой останется в раздраженном недоумении («ведь это я сделал карьеру!») и почувствует свою неполноценность. Это жестокая игра, но, как видно из собранных социологами цитат, на которые опираются тексты исследования, мы все (обычно бессознательно) в нее играем, нравится нам это или нет. За внешне невинными вещами – отношением к отпуску, к езде на велосипеде, к домашним животным – социологи усматривают суровую иерархию и борьбу за статус.

Продвижение – падение

Конечно, в этой иерархии можно продвинуться, но можно и упасть: в книге есть примеры с описанием ситуаций, когда люди, сменив свой статус (например, профессиональный) меняют друзей, пищевые привычки, способ проведения досуга, чувствуя себя не в своей тарелке при встрече с прежними знакомыми или семьей, с которыми их теперь разделяет пропасть.

Также по теме: Сколько зарабатывают менеджеры в интеренет-индустрии

Есть ли у классов политические интересы?

Разумеется, есть, хотя выражаются они не так банально, как воображали себе примитивные марксисты. Это очень тонкий конфликт, который проявляется в политике не всегда очевидным способом. В книге под редакцией Гдули и Садуры о городской политике на примере польских городов пишет социолог Иоанна Эрбель (Joanna Erbel).

Средний класс со своей навязчивой идеей порядка и правил любит упорядоченный город с чистым центром, закованным в стекло и бетон, где для велосипедов и заведений общепита на открытом воздухе отведены специальные места. Высший класс любит развлечения и свободу, поэтому имеет совершенно иное представление о престижном. Недавние варшавские конфликты вокруг клубов в районе Повисле, против которых выступали даже жители отдаленных домов, получают тем самым классовое измерение.

Подобное измерение получают также дискуссии о школьном образовании, здравоохранении или пенсиях. Пенсионная система, в которой каждый откладывает на индивидуальный счет средства на собственное будущее, – это идеальное отражение мира ценностей среднего класса: в нем мало солидарности, зато каждый трудолюбиво откладывает на самого себя.

Книга: «Образы жизни и классовое устройство в Польше» (Style życia i porządek klasowy w Polsce), Варшава, 2012.