Психоаналитик Жан-Пьер Винтер рассказывает о механизмах обучения чтению. Отрывок из его книги «Передать (или нет)» (Transmettre (ou pas)).

Воспитание, образование, психоанализ, религия – все они поднимают такие огромные вопросы, что по каждой из этих тем я попытаюсь сосредоточиться на одном важнейшем моменте, которой послужит отправной точкой для размышлений. Здесь я хотел бы в первую очередь рассмотреть вопрос образования, который определенным образом перекликается с воспитанием. Начну я, пожалуй, с утверждения Фрейда из «Введении в психоанализ».

Высказанная им мысль удивила многих людей, причем до такой степени, что разожгла у многих преподавателей, философов и педагогов настойчивое стремление опровергнуть ее. Фрейд написал: «Маленький человек часто уже к четвертому или пятому году бывает закончен и только постепенно проявляет то, что в нем уже заложено».

Читайте также: Что случается, когда мозг должен справится с уровнением

Другими словами, если, конечно, Фрейд не ошибается, в четыре или пять лет ставки уже сделаны! Возникает вопрос, зачем тогда маленький человек идет в школу за образованием? К чему ему протирать штанишки на школьной скамье, если он и так все знает? То есть, если все, что ему нужно знать, и так уже заложено в нем, и ему нужно только это проявить? Как бы то ни было, я привожу здесь эту парадоксальную фразу вовсе не для того, чтобы вызвать полемику. Мне кажется, что Фрейд был во многом прав, и нужно отметить, что с самых древних времен не только он рассматривал вещи под подобным углом. Нам нужно изменить нашу точку зрения на современную действительность и стереотипы, начать мыслить иначе, ознакомиться с литературой об этой самой окружающей нас современности.



Вопрос передачи я хотел бы поставить в первый раз в следующей форме: знает ли преподаватель о том, что он делает, когда учит? Если учесть то, что говорит нам вышеозначенная фраза из Фрейда, знает ли он, какой деятельностью занимается? Знает ли он, что представляет собой это процесс образования, и что в его словах в конечном итоге будет обладать передающей силой?

Введение в чтение

Так, давайте обратимся к корням и не будем концентрироваться на том, что происходит в университетах и других местах научных дебатов. Ни для кого не секрет, что образование начинается с обучения чтению. Тем не менее, мало кто задается вопросом, что происходит с психической точки зрения, когда мы учимся читать. Разумеется, многие педагоги задавались этим вопросам в плане учебной методики: как лучше учить, по слогам или же для этого требуется более глобальный подход? Нужно ли дожидаться, пока ребенок проявит желание читать, или же стоит навязать его извне? И каким будет для этого лучшее средство: игра, с картинками, без картинок и т.д.? Как бы то ни было, техника и методика – не единственный способ подойти к решению этого вопроса. Для психоанализа вопрос чтения поднимается также в плане желания, аффекта и выбора объекта, что называют «либидо».

Также по теме: Как мобильники изменили поведение наших детей?

Именно здесь возникает нечто совершенно необычное. Касается оно того особого момента, когда мы понимаем, что значит «читать». Тем не менее, нужно признать, что в большинстве случаев этот особый момент проходит незамеченным. Люди лишь в редких, исключительно редких случаях вспоминают о том, когда им стало понятно. Какой бы ни была методика обучения, возникает нечто вроде вспышки света и они понимают, что значит «читать». Наступает момент, когда слова перестают распадаться на буквы, а их расшифровка начинает сопровождаться четким представлением. Но кто помнит об этом моменте? Те редкие авторы, у которых сохранились воспоминания о нем, называют его «вспышкой».

Жан-Пьер Винтер,

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.