В среду Совет министров рассматривает законопроект об однополых браках. В статье «Брак для всех: агония церкви» на Rue 89 социолог Оливье Бобино критически отзывается о разрыве между католической церковью и гражданским обществом.

Atlantico: В статье «Брак для всех: агония церкви» на Rue 89 социолог Оливье Бобино (Olivier Bobineau) не признает за католической церковью права высказывать свое мнение по вопросу однополых браков. Свою позицию он аргументирует светским характером французского государства, а также предполагаемым разрывом между церковью и обществом. Почему церковь должна молчать об этой проблеме?

Жерар Леклерк: Автор статьи стремится к категоричным заключениям, опираясь на неоспоримые с научной точки зрения аргументы. На самом деле это в высшей степени полемический материал, который стремится уничтожить столь презираемый им предмет. И для этого, разумеется, годятся все средства! Все это наводит на мысль о коммунистической диалектике, которая точно так же старалась разнести в пух и прах оппонента. Мы видим безапелляционные утверждения об «агонии» церкви и в то же время стремление ускорить эту самую агонию, призыв покончить с собой. Иначе говоря, церкви заявляют: «Ваши интеллектуальные притязания неприемлемы, поэтому откажитесь от них и переходите на доминирующий мультикультурализм!» Таким образом, от церкви требуют, чтобы она присоединилась ко всеобщему нигилизму, где ей больше не разрешается отстаивать собственные мысли и особенности. Ей приказывают самоустраниться в некоем обезличенном пространстве.

Я не понимаю таких взглядов на светское государство и демократию, которые не дают людям выражать свое мнение. Демократия в первую очередь – это обмен мнениями. Ни одна интеллектуальная или духовная группа не может быть исключена из этой дискуссии. В противном случае это какой-то советский режим…

Подобное еще печальнее слышать, когда знаешь, что в той же самой статье критикуются антропологические взгляды церкви, а также утверждается, что ее риторика совершенно фальшива. На самом деле у католической церкви было более двух тысячелетий на формирование уникальной и глубокой позиции по вопросу брака и отношений полов. Именно эти взгляды сегодня объясняют ее заявления против «брака для всех».

— Как пишет Оливье Бобино, церковь переживает «агонию». Она потеряла свое влияние в обществе?


— Еще раз повторю, этот социолог пытается представить себя «знатоком», но на самом деле отстаивает в первую очередь политическую точку зрения. Да, нельзя отрицать, что католическая церковь в Европе испытывает трудности. Мы действительно наблюдаем здесь процесс исчезновения религиозности как социологическое явление, но это не означает, что католическая церковь уже сказала свое последнее слово. В истории христианства уже бывали кризисы и периоды возрождения. Нужно отметить, что даже в Европе существуют чрезвычайно активные приходы, где религия занимает видное место в жизни семей и молодежи. Эти общины вовсе не агонизируют и полностью поддерживают Папу Бенедикта XVI.

— Что церковь может привнести в споры вокруг однополых браков?

— Прежде всего, это касается сокровенного смысла Книги Бытия, которая представляет собой глубокую метафору страданий мужчины и женщины. Далее есть Новый Завет, а помимо Библии и размышления так называемых отцов церкви (святой Августин) и средневековых теологов (Фома Аквинский), которые определили (в том числе) принцип равенства в браке по любви. Сам принцип «брака по любви» является неотъемлемой частью католицизма, который ввел в союз идею «согласия» и положил ее в основу брачных клятв.

Во всех цивилизациях брак — это предмет переговоров кланов и семей, которые стремятся укрепить социальные связи и «род», тогда как в христианстве договаривающимися сторонами стали мужчина и женщина. Таким образом, брак в религии возможет лишь при обоюдном согласии мужчины и женщины. Речь идет о настоящей революции в истории брака, наследниками которой сегодня являемся мы с вами. То есть, церковь обладает огромным опытом в сфере брака, так как именно она изобрела его в современном понимании. Светский брак — это по сути лишь имитация церковного брака.

Жерар Леклерк, философ, журналист и католический публицист

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.