Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Давыдовская концепция боевых действий послужила предзнаменованием совершенно иного подхода к вопросам ведения войны и обрела еще большую ценность с развитием техники. На всем протяжении холодной войны, да и в эпоху после 11 сентября такой пчелиный рой - или одновременная атака с нескольких направлений - стали излюбленной тактикой партизан и террористов.

Сегодня исполняется двести лет с момента кульминации той катастрофы, которая выпала на долю Великой армии, отступавшей из России. В прошедшие выходные один из потомков французского императора Чарльз Наполеон (Charles Napoleon) приехал в белорусскую столицу Минск, чтобы принять участие в церемонии, посвященной тому бедствию, которое произошло на переправе через реку Березина. Там в ходе решающего сражения потерпела окончательный разгром армия Наполеона, и погибли тысячи человек, причем, многие утонули из-за паники. Бонапарт пришел вглубь России с полумиллионной армией, а вернулся с 25000 человек.


Учитывая то, что Наполеон был великим полководцем своего времени, а возможно, и всех времен, и что его армии захватили и оккупировали большую часть Европы, трагические события на Березине требуют пояснений. Его разгром весьма загадочен, поскольку Великая армия победила в ходе напряженных битв русской кампании при Смоленске и Бородино. Суровая зима, которую обычно считают виновницей бед оккупантов в России, тоже не объясняет такой результат, ибо первые морозы, терзавшие отступающих, наступили лишь за несколько недель до переправы через Березину.

Ответ на эту загадку состоит в том, что Наполеона и его войска разгромил, как говорил молодой русский гусар Денис Давыдов, «несокрушимый рой» казаков и прочих участников налетов, которые постоянно досаждали французским колоннам на марше. Они также неустанно и немилосердно наносили смертоносные удары по путям снабжения Великой армии. Как писал известный историк Дэвид Чандлер (David Chandler), изучавший военные кампании Наполеона, «налеты казаков и партизанских отрядов нанесли императору больше вреда, чем все усилия регулярных армий Святой Руси».

Читайте также: Сгустить туман войны

Давыдов, ставший прототипом Денисова, героя Толстого в «Войне и мире», настаивал на создании небольших летучих отрядов для действий в тылу противника. Генерал Петр Багратион незадолго до своей гибели в Бородинском сражении дал Давыдову разрешение на создание его роя, хотя в сопровождение ему выделил всего один отряд всадников. Но большего Давыдову и не нужно было, так как он в ходе боевых действий набирал в свои отряды казаков, освобожденных из плена русских солдат и крестьян-добровольцев. Вскоре французы лишились сна и покоя. По словам самого Давыдова, «у них не было иного выхода, кроме отступления в окружении партизан».

Двухсотлетие сражения на Березине дает нам возможность еще раз поразмышлять над одним из величайших в истории военных поражений с альтернативной точки зрения: как над битвой, исход которой определило не столкновение стотысячных армий на ограниченном пространстве поля боя, а постоянные булавочные уколы атак со всех направлений, которые проводили немногочисленные нерегулярные войска, действовавшие подобно пчелиному рою.

Давыдовская концепция боевых действий послужила предзнаменованием совершенно иного подхода к вопросам ведения войны и обрела еще большую ценность с развитием техники. Русские партизаны 1812 года нападали на французские обозы. Пятьдесят лет спустя, во время Гражданской войны конфедераты в ходе своих налетов выводили из строя железнодорожные пути, мешая продвижению федеральных сил, что стало для них едва ли не роковой задержкой. Во время Первой мировой войны Лоуренс и его нерегулярные арабские отряды осуществляли налеты на 1300-километровую железную дорогу от Дамаска до Медины, внеся значительный вклад в поражение турецкой армии. В ходе Второй мировой войны стаи немецких подводных лодок роями налетали на конвои союзников на море, едва не обеспечив Гитлеру победу в войне.


Также по теме: Триумф вермахта на пути к Сталинграду

На всем протяжении холодной войны, да и в эпоху после 11 сентября такой пчелиный рой, или одновременная атака с нескольких направлений, стали излюбленной тактикой партизан и террористов. Отряды вьетконговцев стаями налетали на вертолетные площадки и на пешие дозоры американцев во Вьетнаме. «Хезболла» делала то же самое с Армией обороны Израиля в южном Ливане во время длительной войны, а потом поступала точно так же в ходе конфликта 2006 года. Сегодня Свободная сирийская армия регулярно наносит одновременные удары во многих местах, создавая для режима Асада неразрешимые военные проблемы. Иранская военно-морская стратегия также предусматривает боевой прием пчелиного роя, суть которого заключается в нападении с самых разных направлений на относительно немногочисленные и большие корабли 5-го флота США силами сотен маленьких, груженых взрывчаткой катеров. Тактику пчелиного роя можно наблюдать сегодня даже в киберпространстве, когда один выбранный для нападения сайт рушится под напором миллионов посещений, осуществляемых одновременно из самых разных точек мира. Это характерная черта изнурительных DDOS-атак. Если бы «Аль-Каиде» удалось обрести возможность  для постоянных и многочисленных атак методом пчелиного роя на США вместо редких, проводимых нерегулярно нападений, то последствия могли бы оказаться исключительно мрачными.

Пчелиный рой - это важная тактика, и она во многом определяла пути развития мира. Я со своим коллегой по RAND Дэвидом Ронфельдтом (David Ronfeldt) отмечаю в посвященной данной тактике исследовательской работе, что это явление появилось очень давно. Особенно умело тактикой пчелиного роя пользовались монголы, которые называли этот метод ведения войны «вороньей стаей». Эдвард Люттвак (Edward Luttwak) в своей мастерской работе «Стратегия Византийской империи» отмечает, что успех Византии в защите дальних имперских рубежей на протяжении почти тысячи лет после падения Рима во многом объяснялся тем, что в обороне она применяла тактику пчелиного роя. Однако Давыдов в ходе непродолжительной кампании, начатой лишь после того, как он преодолел сопротивление бюрократов, помог разгромить одного из величайших в истории завоевателя-авантюриста, и это дает нам самый яркий пример тактики пчелиного роя.

Читайте также: Почему террористы хотят нанести удар именно по Тель-Авиву?

Безусловно, боевики, террористы и прочие нерегулярные формирования, включая хакеров из армии компьютерных взломщиков, широко используют такую тактику и становятся источником большинства бед и несчастий в мире. Сегодня мы отмечаем не только двухсотлетие сражения на Березине, но и четвертую годовщину террористического нападения небольшого пчелиного роя в Мумбаи, состоявшего из пяти групп по два человека в каждой. Эти люди одновременно нанесли несколько ударов в разных местах и три дня удерживали в заложниках целый город. Они убили почти 200 человек, а еще несколько сотен получили ранения. Индийским контртеррористическим силам понадобилось несколько дней на то, чтобы сосредоточиться и уничтожить террористов. Даже маленький рой может оказаться смертельным.

Те, кому приходится иметь дело с такими пчелиными роями, потерпят неудачу, если будут полагаться только на мощные удары большими силами. Рой легко ускользает от таких ударов и больно жалит в ответ. Нет, здесь надо научиться отвечать «роем на рой». Несколько лет тому назад ВМС Шри-Ланки применили такую тактику против «морских тигров» тамилов, создав флот легких скоростных катеров, которые оказались маневреннее и проворнее сил противника. Шриланкийцы быстро освоили эту тактику и начали умело атаковать «морских тигров» с нескольких направлений одновременно. А в Газе, где лидеры ХАМАС считают, что они не дали израильтянам провести наземное вторжение, Армия обороны Израиля была полностью готова к одновременному выдвижению с нескольких направлений, что говорит об усовершенствовании тактики пчелиного роя, применявшейся несколько лет назад во время последнего налета на Газу, и о том, что ЦАХАЛ усвоил уроки, полученные от «Хезболлы».

Денис Давыдов в своем рапорте о проведенных во время войны операциях против Наполеона сделал вывод о том, что его «несокрушимый рой» смог изменить ход войны. За последние два столетия такое происходило не раз, но процесс развития данной тактики шел неровно, с многочисленными рывками и остановками. Однако сейчас развитие идет безостановочно, и надо учитывать то, что новые «пчелиные рои» смогут уничтожить все на своем пути.

Джон Аркилла – профессор, военный аналитик Высшей военно-морской школы США, автор книги «Worst Enemy: The Reluctant Transformation of the American Military» (Самый страшный враг: неохотная трансформация американской армии).