Премьер-министр Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган в беседе с журналистами на телеканале Kanal 24 отметил: «Недавно я говорил господину Путину: «Возьмите нас в Шанхайскую организацию сотрудничества. Тогда мы попрощаемся с ЕС и порвем с этой организацией. Какой смысл в том, чтобы так медлить?» Слова Эрдогана фактически дали старт дискуссии о новом курсе, направлении для Турции. По сути стремление Эрдогана войти в ШОС известно с января 2005 года, однако актуализация этого вопроса сегодня имеет другое значение.

Можно констатировать, что высказывания премьер-министра послужили средством выражения упрека, пресыщения вследствие вопиющей очевидности того факта, что в течение долгих лет ЕС пускает пыль в глаза Турции и не желает принимать ее в союз в силу мусульманской религиозной принадлежности. Даже можно расценить как блеф слова турецкого премьера, который в ответ на нерешительность союза стремился дать определенный посыл ЕС.

Это заявление было сделано в период после речи премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, который подчеркнул: «Если я останусь премьер-министром, то вынесу вопрос о членстве в ЕС на референдум», - а также вслед за поступающими из Нидерландов сигналами о возможном выходе этой страны из союза. Все это может создать впечатление, что Турция стремилась сделать недвусмысленный намек ЕС.

Читайте также: В вопросах развития ШОС не следует действовать поспешно

Между тем, такие фразы Эрдогана, как «ЕС хочет нас забыть, но воздерживается и не может забыть, но если будет сделано определенное заявление, нам станет легче…», «И вы как премьер-министр 75 миллионов волей-неволей вынуждены обратиться к новым поискам…», «Шанхайская пятерка лучше, гораздо сильнее», словно дали возможность удостовериться в том, что ЕС определенно не намерен включать Турцию - мусульманскую страну - в состав союза. В этой связи заявление Эрдогана показывает, что Анкара действительно находится в поисках серьезной альтернативы.

Тогда необходимо найти ответы на следующие вопросы. Может ли Шанхайская организация сотрудничества стать альтернативой Европейскому Союзу? Действительно ли ШОС сильнее ЕС? Если сильнее, то в чем? Почему ШОС?

Саммит ШОС в Пекине


Необходимость в создании Европейского Союза возникла после Второй мировой войны под воздействием ее разрушительных итогов. В результате на территории, не слишком разбросанной по различным регионам, европейскими странами Западного блока был создан политический союз, члены которого обладали практически одной культурой и христианской верой. Этими же странами против единой угрозы впоследствии была сформирована другая важная организация - НАТО. Если ЕС сможет принять Турцию в союз, то будет обладать возможностью избавиться от штампа христианского клуба и представлять в экономическом отношении более сильную структуру.

Также по теме: Блеф или новое «азиатское» направление Турции?


С другой стороны, Шанхайская организация сотрудничества - объединение, главные задачи которого связаны с развитием экономического сотрудничества и обеспечением безопасности. Лидерами организации являются Россия и Китай, которые до 1990 года входили в противоположный Западному блоку лагерь. С распадом Советского Союза нацеленная на Запад Россия не была принята в Европе, при этом в непосредственной близости к границам России резко возросли угрозы ее национальной безопасности. Россия почувствовала, что НАТО и США стремятся ее «окружить», и, испытывая потребность в безопасности, Россия приняла решение развивать сотрудничество с Китаем. Необходимо отдельно остановиться на элементе угрозы, который и объединил две крупные силы в рамках данной организации. Наиболее отчетливая причина связана с возникшими геополитическими рисками. Исследования американских теоретиков по международным отношениям (таких, как Бжезинский), в которых было обращено внимание США к Евразии, и возникновение ответной реакции относительно реализации предлагавшихся стратегий подтолкнули страны этого региона к принятию определенных мер. В этом смысле «шанхайская пятерка» представляла собой опыт по объединению сил «суши» Евразии в противостоянии силам «моря» во главе с США. Страны, имеющие статус члена или наблюдателя организации, охватывают Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан, Пакистан, Индию, Иран, Афганистан, Монголию. Ряд проблем между этими странами сопровождается их неоднородностью с экономической, демографической, военной и других точек зрения, и, что еще более важно, религиозным и цивилизационным разнообразием.

Читайте также: ШОС не будет спаринг-партнером для НАТО


Важнейшая проблема связана с тем, как, принимая во внимание население Китая и Индии, сбалансировать демографическую структуру государств-членов, а также какими будут последствия, например, свободного передвижения населения. Что касается экономической области, то пока экономика Китая может представлять угрозу для других стран мира, вопрос о том, как возможно развитие экономического сотрудничества с этой страной, всерьез заставляет задуматься. Если держать в поле зрения все эти аспекты, то достаточно затруднительной видится возможность определения ШОС в качестве более благоприятной альтернативы.

Вместе с тем, новая политика Эрдогана может предполагать отказ от 200-летней прозападной политики. Можно спорить о том, насколько это необходимо, однако для Турции это предполагает ряд определенных последствий. В период, когда Турция оказалась вовлеченной вместе с Америкой в «преобразование» Ближнего Востока, насколько необходимой и вероятной является ориентация на блок, который только начал формироваться на Востоке? Да, если Турция, отказавшись от членства в Европейском Союзе, предпримет такую попытку, то ее смыслом станет новое противостояние блоков. А Турция отдаст свое предпочтение как возрастающая сила.

Для Турции такой шаг можно расценивать как преждевременное действие. По крайней мере, пока сохраняется риск вероятного вмешательства в Иран, более правильным был бы анализ последствий такого вмешательства, поскольку оно неизбежно даст крайне важные знаки для нового миропорядка. В этой связи заявление премьер-министра о ШОС не представляется реалистичным. 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.