Китайцы часто приходят к выводу, что иностранцы совсем не понимают Китай. Однако есть некоторые вопросы, пусть даже и относящиеся к Китаю, где мнение «лаоваев» («иностранцев» — прим. пер.) оказывается более ценным, нежели мнение любого китайца. Например, возьмем такой вопрос: «Как иностранцы относятся к Китаю?» Понятно, что чем задавать этот вопрос сотне китайцев, лучше опросить хотя бы нескольких иностранцев — завсегдатаев баров на пекинской улице Саньлитунь. Смысл вопроса же именно в том, чтобы понять позицию иностранцев.

Сейчас КНР прикладывает серьезные усилия для развития народной дипломатии, и это очень хорошая тенденция. Однако я заметил, что сегодня Китай совершает почти такую же ошибку, что и Южная Корея несколько лет назад: упускает из виду точку зрения иностранцев.

Вы наверняка тут же воскликнете: «Не может быть!». Очень даже может. Недавно я принимал участие в одном форуме, посвященном вопросам народной дипломатии Китая. Особой темой этого форума был «Образ китайцев в глазах иностранцев». Я предполагал, что выступающими по этой теме будут исключительно иностранцы. Однако оказалось, что лишь один докладчик из всех был иностранцем, да и то он приехал в Китай сразу после окончания школы, то есть - человеком, мышление которого уже основательно «китаизировалось». Целых три дня я слушал разных докладчиков, и у меня создалось стойкое ощущение, что тема форума на самом деле «Образ китайцев в глазах китайцев». Конечно, все это тоже очень ценно, но по сути, это совсем другая тема.

Читайте также: Китай - точно такая же автократия с серьезными экономическими проблемами, как и Россия


Развитие народной дипломатии отвечает жизненно важным интересам страны, и в нашем веке к такому выводу пришли все страны мира. По сути, народная дипломатия — это новая форма внешнеполитического взаимодействия, смысл которого в достижении государственных интересов посредством наращивания «мягкой силы». Во время Холодной войны активная народная дипломатия США сыграла огромную роль в победе Америки. В XXI веке, когда мир уже вошел в информационную эпоху, народная дипломатия стала стратегическим ресурсом геополитики. Сегодня в этом направлении, наращивая свою «мягкую силу», работает каждое государство.

Однако понимать важность народной дипломатии и правильно применять ее — две совершенно разных вещи. Из-за культурных и идеологических различий китайцы раз за разом не могли применить народную дипломатию так, чтобы достичь поставленных целей. Иногда китайцы и вовсе оказывались непонятыми, что порождало различные недоразумения. Например, Китай основал во многих странах Институты Конфуция, однако в некоторых государствах их считают частью шпионской сети.

Подобные трудности знакомы и другим странам, например, Южной Корее. Чтобы продвигать образ Кореи за рубежом, корейское правительство в свое время утвердило специальный англоязычный рекламный слоган: «Sparkling Korea» («Искрящаяся Корея» — прим. пер.). Звучит достаточно смело, не так ли? И конечно, этот слоган выбирали не абы как, это результат кропотливой работы целой группы корейских специалистов.

Также по теме: Китайцем ты не станешь никогда

Результат? Ужасный. Многие западные туристы, слышавшие этот слоган, спрашивали: «Что это вообще значит? Что вы этим хотели сказать?» Один иностранец даже весьма вежливо высказался с критикой этого слогана, отметив, что, хоть с точки зрения грамматики здесь нет никаких проблем, но в английском языке «государство» обычно нельзя описать с помощью прилагательного «искрящийся», это звучит неестественно.

После того, как все это было подробно освещено в СМИ, в Корее началось бурное обсуждение того, что пошло не так. Все основные издания несколько раз публиковали статьи, анализирующие сложившуюся ситуацию. И тут надо понимать, что в этот раз народная дипломатия Кореи потерпела неудачу не потому, что корейцы недостаточно серьезно подошли к этому вопросу, а потому, что они не обратились за консультацией к иностранцам. Целевая аудитория народной дипломатии — именно иностранцы, однако они были оставлены за бортом.

Китайские активисты протестуют у здания посольства Японии в Бангкоке, Таиланд


В конце концов корейцы осознали, в чем проблема. И сейчас чиновником, ответственным за продвижение корейской культуры за рубежом и привлечение иностранных туристов, является немец по имени Ли Чам, взявший в жены кореянку и получивший корейское гражданство. Президент назначил его генеральным директором Национальной организации туризма Кореи в 2009 году.

Сегодня Китай, вооружившись «мягкой силой» и народной дипломатией, решительно вступает в битву за сердца людей. «Боевые цели» — люди мира. План — заинтересовав их, изменить то, как они воспринимают Китай. Это совершенно правильная тенденция, потому что пока у Китая нет во внешней политике своего сложившегося образа. Я сам по рождению — кореец. Приехав после многих лет учебы в Америке в Китай, я увидел, что реальный Китай, представший перед моими глазами, гораздо лучше той картины, что рисовали американские СМИ. Китаю действительно стоит приложить все усилия, чтобы с помощью народной дипломатии продвигать во внешней политике свой собственный образ. Однако я не могу не задаться вопросом: «Сможет ли Китай добиться здесь успеха?»

Читайте также: Новый срок Обамы не предвещает Китаю никаких чудес

«У нас, китайцев, нет ни одного настоящего друга,» — сказал один из докладчиков на том самом форуме. Другой специалист тоже выразил опасение: «Похоже на то, что, помимо КНДР, у нас действительно нет друзей. Африканцы тоже нами недовольны».

Конечно, говорить так — значит сгущать краски, однако очевидно, что в словах этих докладчиков было здравое зерно. У Китая, особенно сейчас, действительно не очень много друзей. Отставим в сторону далекие от Китая страны, много ли у него союзников на границах?

29-го ноября 2011 года «The New Street Journal» опубликовал провокационную статью, озаглавленную «Союз против китайской гегемонии». Суть статьи была в том, что всем соседям, граничащим с Китаем, необходимо объединиться, чтобы противостоять китайской агрессии.

Сам Китай заявляет, что идет по пути «мирного возвышения», однако в некоторых странах люди убеждены, что КНР все больше и больше стремится к владычеству в регионе. Некоторые китайцы говорят, что это часть американской стратегии — призывать маленьких соседей Китая к тому, чтобы брать растущую державу в осаду. Однако если мы примем во внимание исторический опыт, то увидим, что если молодая растущая держава скрещивала клинки с постепенно дряхлеющим титаном, то маленькие соседи молодой державы обычно выбирали именно ее, просто потому что знали, от кого будет зависеть благосостояние их стран в будущем. Тогда почему же сейчас многие государства все же стоят под американскими флагами? В чем привлекательность США? Я считаю, что людям, ответственным в Китае за принятие стратегических решений, следует серьезно задуматься над этим.

Возьмем хотя бы конфликт в Южно-Китайском море. Описывая положение Китая в сложившейся ситуации, один китайский исследователь сказал, что Китай оказался в положении жертвы, поскольку маленькие государства приняли, подобно древним Чжао и Чу, а также Цинь и Ци, политику «вертикальных» и «горизонтальных» союзов, то есть «заключили союз с дальним царством, чтобы победить ближнее». Он горестно вопрошал: «Китай идет по пути мирного возвышения, почему же наши соседи этого не понимают?».

Также по теме: Глобализация и Китай

Мне хотелось бы спросить у него: «А мнение иностранцев ты спросил? Узнал ли ты, что думают о Китае в тех самых маленьких государствах?». Подавляющее большинство китайцев верит в политику мирного возвышения, но подавляющее большинство жителей других стран считает, что это всего лишь политическая ширма.

Самый лучший способ справиться с этим недопониманием — всесторонне развивать народную дипломатию, с помощью «мягкой силы» формировать настоящий образ Китая. Но как это сделать? Здесь важно все: и конкретные средства народной дипломатии, и способы их применения, и тон, который будет выбран для коммуникации с миром. Особенно все это важно сейчас, когда все страны мира, глядя на возвышающийся Китай, «переходят реку, нащупывая камни», то есть реагируют на все очень настороженно, без спешки. И перед тем как бросать силы на развитие того или иного направления, Китаю тоже нужно как следует уяснять все нюансы, хорошо понимать психологию целевой аудитории. Только в этом случае действия КНР будут эффективными. Есть одно древнее китайское изречение, которое хорошо здесь подходит: «Знай противника и знай себя, и ты будешь непобедим».

И еще одно. Я считаю, что то, что в своей народной дипломатии Китай верен конфуцианскому принципу «чего себе не хочешь, того другим не делай», - это большой стратегический промах. Получается, что Китай пытается выстраивать с другими странами отношения так, как он строил бы их с самим собой. В этом случае исходная точка при анализе симпатий другой стороны — своя собственная психология, то есть, это, по сути, попытка предугадать предпочтения другой стороны на основе своих же стандартов и норм. В народной дипломатии такой подход, совершенно очевидно, не подойдет.

Народная дипломатия должна быть направлена на мир, а вовсе не на сам Китай. У мира - свои правила игры. Говоря западным языком, «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Или, как говорят в самом Китае, «приезжая в страну, следуй ее обычаям».

Перевод выполнил Кокорев Федор.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.