Негр, негритос, обезьяна, черномазый, уголек, головешка… В странах Латинской Америки и Карибского бассейна проживают от 130 до 150 миллионов потомков африканцев, которые устали от унижения и расизма. Африканская община Уругвая предложила покончить с языковым расизмом.

«Черный день», «очернить», «я работал, как негр», «ты - черная тварь». «Черный» как прилагательное, всегда несущее в себе отрицательный смысл. «Черный» (негр) как оскорбительное слово. Или «черный» (негр) как слово, заключающее в себе гордость. «Негр» не как расовая, а как социальная, групповая категория. «Негр» как заявление о своем достоинстве перед лицом колониализма и его расовой концепции.

Негры и негритянки - вся афролатиноамериканская диаспора устала от дискриминации и грубого унижения. Борьба идет по многим фронтам в Бразилии, Колумбии, Гондурасе, Доминиканской Республике. И один из этих фронтов - языковой. Поэтому Дом афроуругвайской культуры выступил с инициативой проведения всемирной кампании для того, чтобы так называемая Королевская академия испанского языка удалила из своего словарного запаса такие выражения, как «работать, как негр». Лозунг кампании – «Покончим с языковым расизмом», и принять в ней участие может каждый желающий.

Целью кампании является, прежде всего, данное конкретное выражение, но список можно вполне продолжить. Словарь Королевской академии дает множество значений для слова «черный». Остановимся лишь на некоторых: «прил. Подпольный, незаконный. Черный нал»; «прил. Применительно к определенным действиям, которые призывают или обращаются с просьбой о помощи к темным силам. Черная магия, черная месса»; «прил. Очень грязный»; «прил. Применительно к литературе или кинематографу - сюжет романа или кинокартины изобилует насилием и криминалом»; «прил. Роковой; несчастливый; злополучный»; «разговорное выражение «по-черному», в нарушение существующих норм». Мало того, часто можно услышать такие уничижительные выражения, как: «Мы не негры какие-нибудь, чтобы с нами так безобразно обращаться», «почернеть от злобы», «полдник негров», что означает сумятицу, неразбериху. «Черный род» - люди, приносящие беду. «Черная тварь» - человек, вызывающий отторжение или неприятие у всех остальных. И, наконец, «работать, как негр» - работать много.

Так почему же все плохое обозначают прилагательным «черный»? Это неслучайно. Противники внесения изменений в языковые нормы скажут, что необходимо бережно относиться к историческому наследию. Научные работники, изучающие воздействие колониальной эпохи на развитие общества, скажут, что этот расистский язык является прямым следствием колонизации, осуществленной «европейцами / капиталистами / военными / христианами / сторонниками патриархального уклада / белыми / гетеросексуалами (Р.Гросфогель (R. Grosfoguel). Именно эта иерархическая структура преобладала до настоящего дня в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, а объектом ее действия были группы людей, подвергавшиеся дискриминации: негры, индейцы, женщины, гомосексуалисты, лесбиянки, атеисты, антикапиталисты.

Потомки африканцев, равно как и индейцы, не допускаются в те сферы, где принимаются политические решения, они подвергаются расовой сегрегации и унижению, к ним относятся как к людям второго сорта. И в этом язык играет ключевую роль.

Западноевропейцы запустили в оборот два расхожих клише (растиражированные СМИ) о невероятных мужских способностях африканцев, которые они могут проявить либо в спорте, либо в постели. И о почти неземном наслаждении, которое испытывают белые женщины от секса с представителями африканской расы. А еще западный мир соглашается с тем, что они хорошо поют и отличные музыканты. И все.

Вот что пишет на это счет темнокожая социолог Бетти Рут Лосано Лерма (Betty Ruth Lozano Lerma): «Характерный портрет африканской женщины создан опять же расистским воображением, основанным на типично расистских стереотипах: эти женщины созданы исключительно для секса, где преобладает скорее животное, а не человеческое начало. Это машина для производства рабов, объект вожделения и злоупотреблений ради удовольствия других».

Одним из страшных преступлений колониализма (которое так и не признали его палачи) было обращение в рабство целых народов с одной единственной целью: получить бесплатную рабочую силу вначале и очень дешевую потом. По завершении этой глобальной операции грабежа и эксплуатации, африканская диаспора (согласно подсчетам, не менее 15 миллионов африканцев были насильственно вывезены со своих земель и отправлены в Латинскую Америку и страны Карибского моря) оказалась никому не нужной. Теперь их просто-напросто не замечают и не препятствуют тому, чтобы в обществе по-прежнему господствовали расистские воззрения. Сегодня, как и в XVIII веке, язык является главным инструментом этого колониального механизма.

Французская ученая социолог Колетт Гильомин (Colette Guillaumin) напоминает нам, что «в научном обороте нет понятия расы», при этом сама расовая концепция представляет собой несущую конструкцию жестоких систем угнетения. Это средство осуществления насилия и обеспечения господствующего положения влиятельных социальных групп над угнетаемыми слоями населения.

Уругвай - негритянская страна?

Практика игнорирования потомков африканцев, применявшаяся колониалистами как внутри страны, так и за рубежом, привела к тому, что большинство людей даже не знают, что потомки выходцев с африканского континента проживают в Уругвае. При этом, согласно данным переписи 2006 года, они составляют 9% населения страны, или 280 тысяч человек.

В официальном видеосюжете, распространенном в рамках кампании «Покончим с языковым расизмом», выступают известные афроуругвайцы и другие люди, поддерживающие их борьбу.

В этом длинном списке можно увидеть имена музыкантов Рубена Рада (Ruben Rada), Гонсало Брауна (Gonzalo Brown), Чолое (Chole) и Джульетты Рады (Julieta Rada), писателей и ученых Карлоса Магги (Carlos Maggi), Анны Рибейро (Ana Ribeiro), Хорхе Буреля (Jorge Burel), Мигеля Анхеля Дуарте (Miguel Ángel Duarte), Эдгардо Ортуньо (Edgardo Ortuño), президент Дома афроуругвайской культуры; должностные лица, связанные с афроуругвайской общиной - Алисия Эскивель (Alicia Esquivel) и Беатрис Сантос (Beatriz Santos), актрисы - Габриэла Орибаррен (Gabriela Oribarren), спортсмены - Дебора Родригес (Deborah Rodríguez) и Вашингтон Абреу (Washington Abreu).

Эдгардо Ортуньо подчеркнул, что Уругвай «должен признать, что у нас существуют отдельные проявления расовой дискриминации для того, чтобы их преодолеть». Поэтому организаторы кампании предлагают сосредоточить усилия на двух главных факторах расовой дискриминации: добиваться изъятия из языковой практики дискриминационных, расистских выражений, а также понятий, соотносящих негритянское население с самым тяжелым, неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом, вызывающим ассоциации с колониальным прошлым, повторения которого все мы не желаем.

Кампания, развернутая Домом афроуругвайской культуры, показывает, что негритянское население полно сил и решимости отстаивать свои права и достоинство.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.