Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как США намерены создать новый мировой порядок

Пентагон вынужден экономить. Поэтому на Мюнхенской конференции по безопасности было сделано явное предупреждение в адрес европейцев: Америка не хочет и не может в одиночку нести бремя поддержания мирового порядка.

© РИА Новости Дмитрий ГорностаевНью-Йорк. Вид на небоскребы центральной части Манхэттена.
Нью-Йорк. Вид на небоскребы центральной части Манхэттена.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Природа и геополитика не терпят пустоты. Обама намерен войти в историю как принц-миротворец. «Десятилетие войн приближается к своему концу», - провозгласил он в своей инаугурационной речи. Вопрос в том, позволят ли ему сделать это экономическая мощь и финансовое положение США, и сможет ли остальной мир разрешить последней сверхдержаве взять «отпуск от самой себя». Ответ остается открытым.

Природа и геополитика не терпят пустоты.  Барак Обама намерен войти в историю как принц-миротворец. «Десятилетие войн приближается к своему концу», - провозгласил он в своей инаугурационной речи. Большой вопрос состоит в том, позволит ли ему сделать это экономическая мощь, а также финансовое положение Соединенных Штатов, и сможет ли остальной мир разрешить последней сверхдержаве взять «отпуск от самой себя». Ответ остается открытым.

Политическая церемония по приведению к присяге обозначает переход от ловли голосов к выполнению функций государственного деятеля, а также требует от президента стать первосвященником и государственным поэтом. Его речь позволяет узнать о желании самого могущественного человека в мире держать свою страну - после травматического десятилетия в Азии - вне конфликтов и войн, вернуть домой американских парней, поставить земной шар на автопилот и, если возможно, обеспечить мир на земле, а в людях - благоволение.

Взятый возвышенный тон не является только лишь поэзией, он свидетельствует о развороте внутрь, происходящем в ущерб лидирующей роли в глобальной политике. Особенно наглядным это представляется европейцам, находящимся в непосредственной близости от исламской кризисной дуги.

От Мали до Кабула

Европейцы предупреждены о том, что в будущем ничто не останется в привычном доселе виде. С НАТО или без этой организации, Вашингтон больше уже не может обезопасить их от последствий ослабления своей лидирующей роли и дезориентации. Новый мировой порядок усугубляет то заболевание, которое определяется как «чрезмерная имперская растянутость» (imperial overstretch). Американская «исключительность» (exceptionalism) уже не способна все это себе позволить. Центральное командование (Central Command) вынуждено заботиться о Большом Ближнем Востоке - от Мали до Кабула.

Одновременно в Тихоокеанском регионе формируется новый баланс, и без своей военно-морской, военно-воздушной и кибернетической мощи Америке будет сложно что-либо противопоставить Срединной империи. Но что же остается Европе по части материалов и людей? На Мюнхенской конференции по безопасности, проходившей в конце прошлой недели, на долю вице-президента Джо Байдена выпала задача вселить уверенность в европейцев, взять их с собой в путешествие в направлении Тихого океана и предупредить о том, что Америка в одиночку уже не способна и не хочет нести бремя поддержания мирового порядка.

Две мечты с давних времен определяют отношение Америки к миру, и их влияние сегодня столь же противоречиво, как и два столетия назад. Наступил новый мировой порядок (novus ordo seclorum) - так написано на Большой печати Соединенных Штатов 1776 года, которую можно увидеть на всех американских банкнотах достоинством в один доллар. В последний раз Буш старший повторил этот обет после продолжавшейся 100 часов войны в Персидском заливе в 1991 году.

Никаких альянсов, лишающих свободы действий

Америка - светящийся город на горе, световой маяк для всех народов. Главы американских штабов обещали в то время своим политическим хозяевам возможность вести две с половиной войны и одержать в них победу. Революцию в военных делах (revolution in military affairs), обусловленную применением лазеров, кибернетических возможностей и глобальной разведки предполагалось противопоставить всем нарушителям спокойствия в мире. С тех пор асимметричные войны, будь то 11 сентября, Афганистан или Ирак, порядком опустошили имевшиеся возможности, а цена всех этих действий взлетела до неимоверных высот.

В противоположность чаяниям по поводу защиты мира от самого себя существует другая мечта - не ввязываться в махинации дьявола. Основатель государства Джордж Вашингтон в своей прощальной речи призывал к тому, чтобы молодая Америка избегала «альянсов, лишающих свободы действий» (entangling alliances). В свою бытность госсекретарем Джон Адамс констатировал: «Это не наше призвание - уничтожать монстров».

Недавно в штаб-квартире в Брюсселе республиканец Роберт Гейтс (Robert Gates), выполнявший в администрации Обамы до прошлого лета обязанности министра обороны, призвал союзников к тому, чтобы они сами теперь занимались тем, что уже не в силах выполнить Америка. С того времени, если не считать вычеркиваний и сокращений, сделано не так много. Великая трансформация пока не произошла. И еще предстоит доказать, что дрожащие звуки труб предвещают мир.

Лидерство из-за спины

Во время ливийской войны Великобритания и Франция после 48 часов практически исчерпали свои возможности, и Америка обеспечивала не только заправку в воздухе, разведку и поставку умного оружия, но также действовала в соответствии с термином «лидерство из-за спины», выбрав для себя пребывание в резерве. Что касается Мали и террористической дестабилизации Африки в районе между Средиземным морем и зоной Сахель, то ситуация, судя по всему, выглядит здесь не лучше, хотя Америка уже давно имеет у себя «африканское командование» (Africa Command).

Однако реальные возможности не столь значительны, как может показаться из названия. Весьма веские причины имеет Обама для того, чтобы, игнорируя советы и подталкивание в направлении Сирии, пока не вмешиваться в происходящий там военный конфликт, ограничивая участие Америки предоставлением разведывательной информации и развертыванием одной противовоздушной батареи «Пэтриот».

В Вашингтоне говорят о том, что Обама также попросил израильское руководство не предпринимать односторонних действий против Ирана для того, чтобы предотвратить возможный в таком случае финансовый и экономический кризис. Чак Хейгел (Chuck Hagel), многолетний сенатор из сократившихся рядов умеренных республиканцев и с недавнего времени кандидат на пост министра обороны, не скрывает своего скепсиса относительно нанесения военного удара по атомным установкам Ирана. Он принадлежит к группе тех людей в Вашингтоне, которые с самого начала предупреждали о непредвиденных последствиях подобной интервенции. Сам факт его выдвижения является программой.

Пределы американской власти

Кстати говоря, предложенные на Мюнхенской конференции по безопасности министром иностранных дел Ирана переговоры представляют собой в большей степени тактический ход, нежели серьезные намерения: иранцы требуют, чтобы американцы сначала убрали с шахматной доски все угрозы. В таком случае Иран вновь оказалась бы хозяином положения в игре. Никакая администрация Соединенных Штатов не может на это согласиться.

Создание нации (nation building) Обама провозгласил  внутренней программой - от здравоохранения до инфраструктуры. Пентагон должен пойти на болезненные меры экономии, и это было услышано даже в Мюнхене. Некоторые сокращения имеют отношение только к устаревшим программам. Тогда как другие уменьшают возможность Соединенных Штатов проецировать свою силу во всем мире.

После высокопарного тона принятия присяги в свои права вступают обыкновенные будни. Ни один из конфликтов не является в настоящее время более взрывоопасным, чем военная жестикуляция Японии и Китая по поводу четырех незаселенных островов. Предотвращение войны, которая неизбежно будет означать втягивание вооруженных сил Соединенных Штатов в катастрофу, является главным приоритетом. Ничто так ясно не указывает на пределы американской власти, как кризисы в Персидском заливе и в Восточно-Китайском море.