Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Марек Хальтер: «Нам нужно готовиться к подъему ксенофобии»

© flickr.com / Neno°Марек Хальтер- журналист, общественный деятель и правозащитник
Марек Хальтер- журналист, общественный деятель и правозащитник
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У наших родителей и их родителей была надежда на светское общество: социализм, коммунизм, либерализм... Сегодня же нет ничего кроме Бога! Это объясняет то, что религии сейчас отводится чрезвычайно важная роль. Эта ответственность выходит за рамки церкви, мечети, синагоги. Нужно, чтобы между религиозными лидерами, которые ведут за собой массы ищущих надежду людей, не было разногласий.

Небывалый случай для Франции: около сотни имамов во главе со знаменитым имамом Хасеном Шальгуми (Hassen Chalghoumi) собрались в понедельник вечером у мемориала жертвам холокоста в парижском пригороде Дранси.

Одним из организаторов мероприятия выступил писатель Марек Хальтер (Marek Halter), родителями которого были польские евреи. По его мнению, вопрос Холокоста до сих пор остается источником противоречий между евреями и мусульманами. На собрании присутствовал ряд высокопоставленных религиозных деятелей, а также министр внутренних дел Манюэль Вальс (Manuel Valls).

Le Figaro: В чем суть собрания сотни имамов у мемориала жертвам холокоста в Дранси?

Марек Хальтер: Это небывалый случай в истории Франции. В ноябре прошлого года мы с 16 французскими имамами посетили Яд ва-Шем, мемориал жертв холокоста в Иерусалиме. Там они смогли помолиться у огня, который символизирует уничтожение шести миллионов евреев. Ничего подобного раньше просто не было. Это событие привлекло к себе огромное внимание в арабском мире и в Израиле. В Дранси мы поставили те же самые цели. Сейчас повсюду растет напряженность, поэтому нужно, чтобы люди поняли, что могут говорить друг с другом, что им не нужно убивать друг друга.

Читайте также: Толерантность и ксенофобия в российском обществе

Тем более что сейчас мы переживаем кризис, и напряженность нередко перерастает в насилие. Поэтому нам нужно снизить напряженность во французском обществе. Речь идет о бомбе замедленного действия: многие из моих друзей-интеллектуалов беспокоятся насчет судьбы всего мира, но забывают, что у нас есть и собственные проблемы! То есть, эта инициатива предназначена прежде всего для Франции. Кроме того, она может сыграть определенную роль и на Ближнем Востоке. Когда израильтяне и палестинцы увидят, как сто имамов отдают дань памяти погибшим евреям, а евреи выказывают уважение мусульманам и их религии, никто не сможет остаться равнодушным. Таким образом, это может снизить накал страстей.

— Кто из имамов присутствовал в Дранси?

— Автором инициативы стал имам Дранси Хасен Шальгуми. Ему часто доводится бывать у мемориала жертвам холокоста, который был установлен на месте бывшего перевалочного пункта для транспортировки евреев в Освенцим. Именно он обратился ко мне с просьбой помочь организовать у мемориала мероприятие с участием сотни имамов. Стоит отметить также, что фундаменталисты резко критикуют Хасена Шальгуми, а экстремисты даже грозят ему расправой. В настоящий момент он находится под защитой полиции.

Празднование Ураза-байрам в Москве


Моими родителями были польские евреи, но я сам считаю себя светским человеком. Мы оба пришли к выводу, что в нынешние времена у людей больше не осталось надежды. У наших родителей и их родителей была надежда на светское общество: социализм, коммунизм, либерализм... Сегодня же нет ничего кроме Бога! Это объясняет то, что религии сейчас отводится чрезвычайно важная роль. Эта ответственность выходит за рамки церкви, мечети, синагоги. Нужно, чтобы между религиозными лидерами, которые ведут за собой массы ищущих надежду людей, не было разногласий. Они должны показать пример.

Также по теме: В 2012 году убито 150 тысяч христиан

— Но как объяснить двусмысленность в отношениях иудаизма и ислама по поводу холокоста?

— Я всегда был против связи между Израилем и холокостом. Израиль обязан своим существованием не холокосту, а еврейским террористам, которые сражались с британской оккупацией вплоть до признания ООН: та решила создать два государства, в том числе и Израиль, против чего выступили арабские страны. Тем не менее, в сознании большинства людей, причем не только мусульман, но и наших друзей-христиан, Израиль и холокост неразрывно связаны.

Я же пытаюсь разорвать эту связь. Холокост — дело всего человечества, проблема, которая касается всех. Однако здесь прослеживается некая двусмысленность, так как большинство мусульман не желают признавать Холокост. Они не только никогда не последуют примеру этих имамов в Дранси, но и не признают сам факт существования Холокоста, так как, по их мнению, это равнозначно признанию Израиля...

— Вы действительно считаете, что сможете повлиять на, как кажется, непримиримые позиции?

— Мы переживаем экономический кризис. Нам объявляют о закрытии заводов и сулят прочие беды. Ксенофобия тоже пойдет вверх, потому что ее питает кризис. Жена просто не может понять, почему у ее мужа нет работы и средств для содержания семьи, тогда как у «иностранца» есть возможность работать. Это ужасная, но вполне человеческая реакция. Нам нужно бороться с таким упрощенческим подходом, но в то же время готовиться к подъему ксенофобии, расизма и антисемитизма. Нужно быть чрезвычайно бдительными и ничего не оставлять без внимания.

Читайте также: Западная Европа против религиозной свободы

Во время кризиса одни меньшинства обращаются против других. Так было в Америке в эпоху Великой депрессии 1930-х годов, когда черные обрушились на евреев, хотя еврейские адвокаты отстаивали их права! Меньшинству всегда проще всего избрать своей целью другие меньшинства. Поэтому для начала нам нужно успокоить меньшинства, так как здесь потенциально таится большая опасность. Вот почему министр внутренних дел отправился в Дранси. Церковь тоже направила свою делегацию, так как речь идет о благе всей Франции! А не только евреев и мусульман, которые рассматривают это как почву для примирения или войны. Нет, это дело всех французов! Я буду бесконечно об этом твердить.