Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

А остались ли еще какие-то санкции для применения против Северной Кореи?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кампания давления со стороны ООН, акцентируемая многолетними усилиями ядерной дипломатии, не дает демократическим и республиканским администрациям повода похвастаться какими-то серьезными результатами. Двадцать лет осуждений, угроз и санкций со стороны ООН не остановили Северную Корею с ее ядерными амбициями. Что же еще осталось у Совета Безопасности для применения против Пхеньяна?

Двадцать лет осуждений, угроз и санкций со стороны ООН не остановили Северную Корею с ее ядерными амбициями. Что же еще осталось у Совета Безопасности для применения против Пхеньяна?

В первый раз Совет Безопасности ООН призвал Северную Корею обуздать свои ядерные устремления в 1993 году. Спустя 13 лет, в 2006-м он ввел первую серию санкций, дабы заставить Пхеньян прекратить свои ракетно-ядерные испытания.

Кампания давления со стороны ООН, акцентируемая многолетними усилиями ядерной дипломатии, не дает демократическим и республиканским администрациям повода похвастаться какими-то серьезными результатами. При администрации Обамы Совет Безопасности расширил объем санкций и четыре раза грозил введением дополнительных карательных мер против Северной Кореи, если та будет и впредь игнорировать международные требования о прекращении ядерной программы.

На этой неделе Пхеньян в очередной раз продемонстрировал, что не намерен прислушиваться к этим угрозам. В заявлении для прессы, которое прозвучало вскоре после того, как Северная Корея провела в понедельник свои третьи ядерные испытания, Пхеньян ответил на коллективное международное осуждение типичными для него  громкими декларациями. Северная Корея, говорится в заявлении, вынуждена создавать силы ядерного сдерживания, дабы противостоять «враждебной» американской кампании, угрожающей ее существованию и лишающей ее законного права запускать спутники в космос.

Читайте также: Северная Корея объявила о проведении ядерного испытания


«Если Соединенные Штаты будут усугублять ситуацию, до конца сохраняя враждебность, у нас не останется выбора, и мы будем вынуждены принять последовательные меры с более интенсивным вторым и третьим ответом», - говорится в заявлении. Далее там отмечается, что перехват северокорейских судов «будет незамедлительно считаться военной агрессией, что приведет к нашим беспощадным ответным ударам по их базам».

Представитель США в ООН Сьюзан Райс (Susan Rice) пообещала в ответ «молниеносную, убедительную и мощную реакцию в виде резолюции Совета Безопасности, которая создаст для КНДР новые препятствия в реализации ее программ разработки ядерного оружия и баллистических ракет, а также ограничит ее возможности по их распространению».

Но Райс тут же наткнулась на сопротивление со стороны Китая, когда во вторник за закрытыми дверями состоялось заседание Совбеза. Заместитель представителя КНР в ООН Ван Минь (Wang Min) сказал, что Пекин решительно против действий Северной Кореи, и подчеркнул важность сохранения безъядерной зоны на Корейском полуострове. Вместе с тем, он попытался сгладить ответную реакцию СБ ООН, заявив, что ядерные испытания не представляют угрозы для международного мира и безопасности, и что эту проблему надо решать путем межгосударственного диалога.

Космодром «Сохэ» в КНДР


В конечном итоге Ван в этом вопросе пошел на уступки, когда Райс зачитала северокорейское заявление в Совете Безопасности и задала простой вопрос: каким это образом ядерные испытания Северной Кореи вкупе с угрозой нанести удар по США не представляют угрозы для международного мира и безопасности?

Также по теме: Обама подтвердил гарантии «ядерного зонтика» для Южной Кореи


Однако китайская сторона все же добилась одной уступки – исключения положения о том, что Совбез намерен начать переговоры по резолюции в соответствии с главой 7. Это свидетельствует о нежелании Китая вводить против Северной Кореи дополнительные санкции. (Глава 7 в Уставе ООН предусматривает введение санкций.) Вместо этого СБ ООН опубликовал заявление, в котором пообещал рассмотреть «соответствующие меры» в ответ на действия Пхеньяна. Западные дипломаты отметили, что после предыдущих ядерных испытаний Северной Кореи резолюции принимались в соответствии с главой 7, и нельзя даже представить себе, что резолюция в ответ на последние испытания будет принята не в соответствии с этой главой.

Так какие же меры, кроме военных действий (а за них не выступает ни одна страна), может принять Совет Безопасности ООН, чтобы убедить Северную Корею остановить свою ядерную программу?

Пожалуй, Северная Корея сегодня является самой изолированной страной в мире. Ее экспортные и импортные товары тщательно проверяются в портах. Суда, перевозящие грузы КНДР, постоянно подвергаются проверкам и обыскам. Ее банки стараются не осуществлять операции на основных финансовых рынках мира.

Райс не стала вдаваться в подробности, заявив лишь, что Соединенные Штаты постараются «ужесточить и усилить» существующие санкции, которые нацелены на ограничение возможностей Северной Кореи по созданию ядерного оружия. Американская представительница в ООН напомнила, что Совет Безопасности в прошлом месяце предупредил Пхеньян об угрозе «существенных акций» со стороны Совбеза, если КНДР проведет пуск баллистической ракеты или ядерное испытание. «И мы сделаем это», - заверила Райс репортеров.

ООН составила список возможных объектов для применения санкций.

Читайте также: Национальная армия поможет остановить Северную Корею

Для начала Совет Безопасности может ужесточить финансовые санкции с целью ограничения доступа Северной Кореи к международным финансовым рынкам. В январе совет принял резолюцию с призывом к государствам «проявить усиленную бдительность» и не дать своим гражданам проводить финансовые операции, тем или иным образом связанные с ракетно-ядерными программами Северной Кореи. Эти положения могут стать обязательными.

Санкции СБ ООН главным образом нацелены против баллистических ракет и ядерных технологий Северной Кореи. Санкции могут быть расширены и распространены на другие сегменты и без того недомогающей северокорейской экономики. При таком подходе экономическое давление на руководство Пхеньяна может усилиться. Это скорее всего приведет к дальнейшему усилению бед и страданий простых граждан Северной Кореи, однако на поступки правительства вряд ли повлияет. Северокорейское руководство готово подвергать свой народ крайним трудностям и лишениям, а Китай никогда не согласится на стратегию санкций, которые могут погрузить КНДР в хаос, поскольку это вызовет массовый исход голодающих граждан через границу в Китай.

Далее, можно расширить перечень товаров, которыми не имеет права торговать Северная Корея. Совет Безопасности составил длинный список товаров двойного назначения – от вакуумных насосов до высококачественной мартенситностареющей стали – которые могут быть использованы в программе создания баллистических ракет или в сооружении центрифуг. Президент Института науки и международной безопасности (Institute for Science and International Security) Дэвид Олбрайт (David Albright) заявил, что Совбез может еще больше ужесточить эти меры, расширив список запрещенных товаров. «Я думаю, будет лучше просто сказать, что все товары, которые могут быть использованы в ядерной программе, запрещены, - сказал он. – Тогда легче будет обнаруживать нарушения и реализовывать санкции. И это создаст намного более серьезные перебои в поставках».

Также по теме: Северная Корея запустила ракету дальнего действия


Когда СБ ООН хочет усилить давление на Северную Корею, он время от времени включает в свой черный список новые имена людей и названия компаний. Северокорейцы пытаются обходить эти меры стороной, создавая подставные компании и меняя названия предприятий, попавших под финансовые санкции. Можно ожидать, что СБ ООН расширит этот список.

Совет уже ввел довольно обширное эмбарго на поставки оружия в КНДР. Но здесь есть одно вопиющее исключение – стрелковое оружие. Китай блокирует все попытки включить данные виды оружия в черный список. Вполне возможно, что теперь этот список будет пополнен.

Высший руководитель КНДР Ким Чен Ын


Япония, возмущенная состоявшимися в 2006 году ракетно-ядерными испытаниями Северной Кореи, выдвинула предложение о введении против этой страны военно-морской блокады. Эта инициатива не нашла отклика, да и на сей раз она вряд ли пройдет. «Это слишком», - заявил один дипломат, объяснив, что совершенно неразумно полностью отрезать от внешнего мира и без того изолированную страну, поскольку это может вызвать массовый голод среди населения.

СБ ООН уже предоставил государствам широкие полномочия по досмотру в портах судов, перевозящих северокорейские грузы. Эти меры предназначены для запугивания северокорейских перевозчиков, поскольку они ведут к аресту запрещенных к перевозке грузов. ООН не дала государствам полномочий проводить досмотр в международных водах, поскольку такой шаг содержит в себе противоречия, нарушая положения морского права. Мало шансов на то, что СБ ООН будет действовать в этом направлении.

Смотрите также: Ядерное испытание в КНДР


Весомую роль в дебатах об эффективности санкций играет Китай. К концу 2010 года (это последние имеющиеся данные) объем товарооборота Китая и Северной Кореи серьезно вырос, превысив 3,06 миллиарда долларов, что почти на 10% больше, чем в 2008 году. Эти цифры приводит комиссия ООН, контролирующая реализацию санкций против КНДР. 

Основная часть северокорейского импорта идет через китайский порт Далянь либо через сухопутную границу. Профессор Нотр-Дамского университета и бывший член комиссии СБ ООН по контролю за исполнением санкций против Пхеньяна Джордж Лопес (George Lopez) говорит о том, что Китай может оказать существенное воздействие на санкции, если будет претворять их в жизнь более активно.

Например, говорит он, китайцы могли бы проводить внеплановые проверки поступающих в страну грузов и оказывать давление на китайские компании, которые торгуют с Севером, чтобы те не поставляли запрещенные товары. Китайские банки, добавляет он, могут прекратить финансовые операции тех фирм, которые подозреваются в нарушении санкций. Вместе с тем,  отмечает Лопес, США придется убедить Пекин в том, что они признают его желание не допустить краха северокорейской экономики, и дать дополнительные гарантии, что они не намереваются поддерживать падение правящего режима в Пхеньяне.