В защиту следящих за небесами предпринимателей: да, он может упасть

© NASAКосмический телескоп «Хаббл»
Космический телескоп «Хаббл»
На протяжении десятилетий ученые внимательно следят за космическими объектами-убийцами, которые могут уничтожить нашу планету. Однако предостережения о том, что у них нет средств обнаружения самых серьезных угроз, в основном игнорировались. Теперь все изменилось. Метеорит, с грохотом упавший в пятницу в Сибири, нанес повреждения сотням людей и вызвал страх у тысяч.

На протяжении десятилетий ученые внимательно следят за космическими объектами-убийцами, которые могут уничтожить нашу планету. Однако предостережения о том, что у них нет средств обнаружения самых серьезных угроз, в основном игнорировались, и даже скептики высмеивали взволнованных ученых, называя их трусливыми зайцами.

Теперь все изменилось. Метеорит, с грохотом упавший в пятницу в Сибири, нанеся повреждения сотням людей и вызвав страх у тысяч, внезапно вдохнул новую жизнь в попытки создания адекватных средств обнаружения, в частности - в строительство космического телескопа, способного сканировать солнечную систему на предмет возникающих опасностей.

Группа молодых предпринимателей из Кремниевой долины, которые помогали создавать такие преуспевающие на сегодня компании, как eBay, Google и Facebook, уже вложила в это дело миллионы долларов. А пятничное потрясение стало поворотным моментом, который поможет собрать еще сотни миллионов.

«Было бы глупо погибнуть просто из-за того, что мы не следим за объектами в космосе, - говорит бывший астронавт НАСА Эдвард Лу (Edward Lu), который сегодня работает в Google и возглавляет проект обнаружения космических тел. – Это нам звоночек из космоса. Мы должны обращать внимание на происходящее там».

Читайте также: Такие астероиды падают несколько раз в 100 лет

Астрономам неизвестна ни одна комета или астероид, которые представляют серьезную опасность для нашей планеты. Однако, согласно оценкам НАСА, мы знаем менее чем о 10 процентах серьезных угроз.

Группа доктора Лу, представляющая собой Фонд B612 по названию вымышленного астероида, на котором жил Маленький Принц, - это один из нескольких коллективов, занимающихся предотвращением внеземных угроз. Этой проблемой также занимается НАСА. Появляются и частные компании, например, Planetary Resources, которая намерена не только искать астероиды возле Земли, но и добывать там полезные ископаемые.

«Наша задача – стать первым оборонительным эшелоном, и мы относимся к этому очень серьезно, - заявил в пятницу в интервью после падения метеорита в России директор планетарных исследований НАСА Джеймс Грин (James Green). – До этого ни один живущий на нашей планете человек не получал повреждения от таких вещей. Это беспрецедентно».

Сто лет назад Тунгусский метеорит упал в районе реки Подкаменная Тунгуска

По словам доктора Грина, случай в России наверняка даст новый толчок данной проблематике, а спокойный анализ остатков метеорита поможет изучить и спрогнозировать характер будущих угроз.

«Наши ученые взволнованы, - заявил он. – Российские планетологи уже собирают осколки упавшего метеорита».

Осознание грозящей нам опасности началось постепенно много лет назад, когда ученые стали находить многочисленные отметины в земных скальных породах, которые свидетельствуют о том, что космические вторжения периодически перекраивали облик нашей планеты.

Также по теме: Челябинский метеорит в комментариях зарубежных читателей

Среди находок были не только очевидные факты, такие, как метеоритный кратер в Аризоне, но и обширные зоны смещения пластов. Кратер диаметром в 160 с лишним  километров на полуострове Юкатан в Мексике говорит о том, что 65 миллионов лет назад стремительно летящий камень из открытого космоса нанес такой удар по Земле, который вызвал шок планетарного масштаба, положив конец господству динозавров.

Некоторые люди по-прежнему скептически относятся к космической угрозе и хотят, чтобы деньги налогоплательщиков шли на решение неотложных земных проблем, нежели проблем из космоса. Однако многие изучавшие этот вопрос ученые убеждены в том, что более действенные меры предосторожности необходимы – как страховка, которую покупают домовладельцы от маловероятных событий, способных нанести серьезный ущерб здоровью человека и его собственности.

Начиная с 1980-х и 1990-х годов, астрономы все чаще поворачивают свои телескопы в сторону звездного неба и все энергичнее ищут смертоносные астероиды. Логическим  обоснованием этому является  статистика. Ученые знают, сколько было близких "промахов", и они посчитали, что еще больше астероидных угроз в солнечной системе остались незамеченными.

В 1996  году ВВС США без громких слов начали сканировать небо в поисках мчащихся на большой скорости космических камней. Это повысило авторитетность и серьезность той деятельности, которую прежде считали уделом фанатов апокалипсиса. Это были первые в мире известные поиски на государственном уровне.