Bauer Media Group, вероятно, - крупнейшая издательская компания, о которой вы никогда не слышали: у нее 600 печатных изданий по всему миру, 300 сайтов и миллиарды долларов ежегодной прибыли.

И хотя издательство базируется в Германии, оно утверждает, что его розничные продажи – крупнейшие среди издателей журналов в США, благодаря таким наименованиям, как In Touch и Life & Style, глянцевым журналам о знаменитостях, которые можно взять, стоя в очереди в кассу супермаркета.

Девиз компании – «Мы думаем популярно» (We think popular), и она делает большой упор на женскую аудиторию, издавая журналы о здоровье, красоте и жизни звезд.

Однако расследование TheWrap обнаружило, что у этой частной компании есть и темная сторона: среди прочего, Bauer издает, как минимум, один журнал для неонацистов, а также вносит значительный вклад в распространение порнографии, включая порнофильмы с фашистской тематикой.

Эти факты придают дополнительный смысл судебным неприятностям Bauer в США, среди которых – 50-миллионный иск о клевете от Тома Круза (он подал его в октябре прошлого года, когда два американских издания высказали предположение о том, что он отказался от своей дочери Сури). На самом деле ежегодно деятельность компании становится причиной десятков исков по всему миру – о вмешательстве в личную жизнь или клевете. Об этом рассказывает юрист, который не раз выступал против Bauer в суде.

В судебных документах Bauer до сих пор утверждал, что опубликованные им материалы о Крузе были «правдивыми или по сути правдивыми».

Что еще нам удалось обнаружить:

- 100-процентное дочернее предприятие Bauer издает Der Landser, журнал на военную тематику, который специализируется на историях о Второй мировой войне, симпатизирует гитлеровской армии и пользуется большой популярностью среди скинхедов и неонацистов. Авторитетный немецкий общественно-политический журнал Der Spiegel как-то назвал это издание «профильным журналом по обеливанию вермахта».

- До прошлого года Bauer издавал ультраправый журнал Zuerst!, чей главный редактор Дитер Муниер (Dieter Munier) в течение сорока лет участвовал в германском неонацистском движении. В мае 2012 после протестов общественности Bauer продал журнал.

- Другие 100-процентные дочки Bauer распространяют порнографию, включая порнофильмы на фашистскую тематику. Одна лента, «Бесславные сучки», распространяется через интернет-провайдера Bauer и включает в себя сцену, в которой пара солдат, очень похожие на фашистов, доводят себя до сексуального исступления, пытая двух бойцов сопротивления.

Когда мы в электронном письме спросили, сколько процентов прибыли издательство получает от порнографии, пресс-секретарь компании Клаудиа Баххаузен (Claudia Bachhausen) проигнорировала вопрос. Насчет порно на фашистскую тематику она также не ответила.

Компания редко упоминает свои связанные с порнографией активы, однако с помощью сетевых баз данных о владении доменами можно легко проследить связь как минимум девяти германских порносайтов с издательством Bauer. Компания Pabel Moewig, издающая Der Landser, принадлежит Bauer с начала 1970-х годов.

По ее собственным данным, эта семейная мультинациональная компания владеет 600 печатных изданий и 300 сайтами в 15 странах, а также ей принадлежат 50 телеканалов и радиостанций.

Аудитория достигает десятков миллионов человек, свои доходы компания оценивает в более чем 2,6 миллиарда долларов в год.

В Британии, где Bauer провозглашает себя лидером рынка печатных изданий, компании принадлежат множество музыкальных журналов. В Австралии Bauer недавно приобрел ACP Magazines, которой принадлежит крупный сегмент рынка, в особенности женских журналов.

Для компании такого размера Bauer отлично удается оставаться незамеченной. Сейчас компанией управляет четвертое поколение одной и той же семьи, и руководство редко или совсем не высказывается публично, а также имеет склонность комментировать спорные вопросы лишь в суде, а не выносить их на суд общественности.

Точно так же компании до сих пор удавалось минимизировать негативное освещение в СМИ. Нам удалось связаться с рядом текущих и бывших сотрудников издательства, а также с представителями профсоюзов в Германии и бывшими коллегами по бизнесу в двух других странах, все из которых тем или иным образом сталкивались с Bauer. Никто из них, однако, не согласился говорить под запись.

Тем не менее, скандал начинает разгораться по обе стороны Атлантики. На настоящий момент наибольшей проблемой, пожалуй, является иск Тома Круза, который последовал за обвинением звезды английского футбола Дэвида Бэкхема, подавшего иск на In Touch за информацию о том, что он якобы спал с проституткой – иск этот, однако, затерялся в районном суде в США. Ранее обвинения против компании выдвигал германский чемпион по теннису Борис Бекер, чья мать выиграла 40 000 евро в результате процесса о клевете – в материале говорилось, что она алкоголичка.  

Критики компании и адвокаты истцов говорят, что такие иски являются следствием журналистских стандартов Bauer. Многие их издания, говорят они, относятся к знаменитостям как к вещи, о которой можно произвольно злословить и сплетничать.

Тиль Дункель (Till Dunckel), гамбургский юрист, чья фирма работала с десятками исков против Bauer, говорит, что авторы публикаций о знаменитостях склонны основываться на информации из вторых рук, если не на своем собственном воображении. Большая часть контента является выдумкой, говорит он. «Разумеется, Bauer в курсе, что у известных людей есть юристы, охраняющие их интересы, потому они облагораживают свои материалы множеством вопросительных знаков и оговорок о чьем-то личном мнении».

Баххаузен отклонила две просьбы напрямую отреагировать на эти обвинения, ограничившись лишь ответом в общих чертах: «Наши сотрудники по всему миру очень серьезно относятся к своей журналистской работе».

Однако в одном из своих редких интервью, которое он дал Der Spiegel в 2009 году, глава семьи Хайнц Бауэр (Heinz Bauer), который недавно передал бразды правления своей дочери Ивонне, сказал:

«Журналы сегодня выполняют ту же функцию, которую когда-то выполняли сплетни на базарной площади. Пока людей интересует жизнь других людей, сплетни будут частью их развлечения, а СМИ будут этим пользоваться».

Дункель говорит, что в последние годы наблюдает изменения в немецких изданиях Bauer: меньше упора делается на звезд германского телевидения (когда-то основной продукт предназначался для женщин менее образованных и постарше), и больше – звезд международного масштаба, которые с меньшей вероятностью будут подавать в суд на какое-то далекое немецкоязычное  издание. Однако, говорит он, он и его коллеги по адвокатской конторе Nessehauf, которая представляет интересы нескольких представителей германского телевидения и шоу-бизнеса, еженедельно имеют дело с одним или двумя делами.

«Это как игра в кошки-мышки», - отмечает он. «Мы пишем письма с жалобами. Bauer время от времени отвечает: ‘ОК, вы правы, мы немного переборщили’. Они расписываются в получении писем с требованием прекратить и оплачивают издержки. Но часто они отказываются и заявляют – все с нашей публикацией в порядке, а если она вам не нравится, можете подать на нас в суд. Мы подаем на временное прекращение. Вот так оно с Bauer беспрерывно и происходит».

Компании было предложено прокомментировать это заявление, однако ответа мы не получили.

Ассоциирование с фашистской тематикой и ультраправыми темами периодически преследует Bauer уже в течение многих десятилетий.

Компания пришла к успеху во время Третьего рейха как издатель еженедельных радиопередач, которые всецело поддерживали режим Адольфа Гитлера. С момента окончания войны Bauer культивирует образ издательства, которое выпускает преимущественно неполитические материалы.

Ярким исключением стал комментарий, который принадлежащий Bauer журнал дал в 1985 году, когда президент Рейган принял неоднозначное решение посетить немецкое военное кладбище, на котором, среди прочих, были могилы 49 членов Ваффен-СС.

В материале про общественное недовольство, спровоцированное в США решением Рейгана, ныне не существующий журнал Quick задавался вопросом: «Как 6 миллионов евреев могут контролировать 209 миллионов американцев не-евреев?» Он указал на существование влиятельного произраильского лобби в Штатах, но назвал его «еврейским лобби» и предположил, что оно обладает уникальной степенью влияния на американскую внешнюю политику.

Тогда раввин Марк Танненбаум (Marc Tannenbaum) из Американского еврейского комитета назвал статью в Quick «классическим антисемитизмом и классическим деланием из евреев козла отпущения». Bauer настаивал, что «статья не была попыткой сделать политическое заявление».

Более серьезная проблема компании - издание ей журнала под названием Der Landser, который специализируется на историях о Второй мировой войне, рассказанных от лица военных гитлеровской армии. Даже до того, как Bauer 40 лет назад приобрела его контролирующую компанию, изданию Der Landser следовало поосторожнее относиться к германскому законодательству касательно распространения откровенно профашистских материалов.

В журнале обычно печатается дисклеймер о том, что война это ад для всех, что многими критиками воспринимается как очковтирательство.

Очевидно, что есть разница между материалом, который прославляет солдат эпохи фашизма, и активной популяризацией неонацистской идеологии. Однако противники Der Landser указывают на то, что журнал редко, почти никогда не пишет о холокосте или других военных преступлениях фашистов.

Они также утверждают, что журнал читают в основном идеологи правого и ультраправого движений и что с момента падения берлинской стены он служит полезным инструментом для вербовки неонацистов в восточной Германии.

Нацистская тематика всплывает и в других частях издательской империи Bauer. На обложке последнего выпуска немецкого журнала Geschichte und Wissen (История и знание) изображена Лени Рифеншталь, режиссер документального фильма «Триумф воли»; надпись гласит, что она была «любимым режиссером Гитлера».

Тот же самый журнал ранее выходил с главными материалами о захвате Гитлером власти (вкупе с крупным цветным фото фюрера на обложке) и гитлеровской семье.

Еще один журнал, Militaer und Geschichte (Война и история), делал темой номера рейхсмаршала Германа Геринга и фашистскую партию.

И хотя эти статьи и обложки не подразумевают политической симпатии к фашистам, они тем не менее выглядят относительно непривычными в Германии, где спустя 68 лет после окончания Второй мировой войны о темнейших годах истории страны говорят очень деликатно или, что чаще, избегают этой темы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.