Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Обама едет в Израиль

Посол Израиля в США: «Визит пройдет замечательно, и продемонстрирует всему Ближнему Востоку глубину и прочность отношений между странами»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За шесть дней до визита президента США Барака Обамы в Израиль, в Иерусалиме все еще пытались завершить переговоры по созданию правящей коалиции. Поскольку в Израиле голосуют не за премьер-министра, а за партии, а электоральный барьер – всего 2%, в последних выборах принимали участие 32 партии.

Вашингтон — За шесть дней до визита президента США Барака Обамы в Израиль, в Иерусалиме все еще пытались завершить переговоры по созданию правящей коалиции. Поскольку в Израиле голосуют не за премьер-министра, а за партии, а электоральный барьер – всего 2%, в последних выборах принимали участие 32 партии. Создание коалиции зависело от такого количества упрямых игроков, что в какой-то момент израильские журналисты засомневались – не отменит ли лидер США свой визит? Приезда Обамы в Израиле ждали без малого четыре года.

Посол Израиля в США Майкл Орен утверждает, что, несмотря на трудности с формированием израильского правительства, визиту президента Обамы ничего не угрожало

«Важно отметить, что речь идет не только о встрече лидера США с лидерами Израиля – но и об исторической встрече президента с израильским народом. Я думаю, что визит пройдет замечательно, и продемонстрирует всему Ближнему Востоку глубину и прочность отношений между нашими странами, – сказал посол Русской службе «Голоса Америки». – Это выражается в том числе в намерении президента посетить Храм Книги в Иерусалиме, посмотреть на свитки Мертвого моря, в его посещении могилы Герцля, в его выступлении перед студентами во Дворце Конгрессов».

При этом американская сторона все же сделала попытку не повышать ожидания, понимая, что при едва утвержденном правительстве в Израиле, свобода действий высокого гостя будет ограничена. К примеру, президент Обама не выступит с речью в Кнессете, зато осмотрит на противоракетную батарею «Железный купол», защищающую израильские города от ракетных обстрелов из сектора Газа. Вероятно, батарею придется везти для осмотра к президенту, чтобы ему не пришлось делать лишний крюк. Из соображений графика, отпала и идея премьер-министра Израиля продемонстрировать гостю технологические достижения ученых страны в Хайфе. По причине сложностей с обеспечением безопасности, на этот раз президент США не посетит Стену Плача в Иерусалиме.

Изначально планировалось, что за 48 часов президент также нанесет визит в столицу Палестинской автономии Рамаллу – но не исключено, что ввиду напряженного графика, ему придется встретиться с палестинскими лидерами в Вифлееме, где Обама посетит Базилику Рождества Христова.

Израильский посол говорит, что планируется серьезное обсуждение региональных проблем, включая вопрос о возобновлении палестино-израильских переговоров: «Президент Обама и премьер-министр Нетаньяху обсудят эти темы, как они это делают всегда, серьезно и откровенно. У нас глубокое и разноплановое сотрудничество с США по всем этим вопросам. Мы полностью разделяем желание США видеть палестинцев за столом переговоров для обсуждения всех основных тем, ведущих к соглашению «двух государств для двух народов» – вопросов о границах, безопасности и взаимном признании. Будет обсуждаться также ситуация в Сирии и вопрос сирийском химическом оружии, то, как нам защитить не только Израиль, но и весь регион от распространения этого оружия».

Говоря об иранской ядерной программе, посол подчеркнул, что «Израиль разделяет обязательство президента (Обамы) не дать Ирану создать ядерное оружие. Мы будем продолжать обсуждение того, как добиться этой цели».

На вопрос, поступила ли со стороны американцев просьба о конкретных жестах со стороны Израиля, приуроченных к визиту президента, вроде освобождения палестинских заключенных или встречи Нетаньяху с палестинским президентом Махмудом Аббасом, Орен лаконично ответил, что Израиль «всегда надеется, что удастся добиться прогресса и в вопросах безопасности, и в вопросах мира».

В предыдущие четыре года, отношения израильского и американского лидера были непростыми: главным камнем преткновения в самом начале первого президентского срока Обамы стало требование американской администрации заморозить строительство еврейских поселений, чтобы можно было начать мирные переговоры.

Майкл Орен утверждает, что разногласия не были острыми: «В основном разногласия казались тактических шагов в мирном процессе. Но нам удалось договориться, что сейчас и Израиль, и США призывают к возобновлению переговоров без предварительных условий».

«Кроме этого, – добавил он, – ближневосточный регион тоже изменился - и сейчас там всего одна стабильная страна с сильной армией, прочной экономикой, демократией безо всяких оговорок. Эта страна – Израиль».

Взгляд со стороны

Майкл Сингх (Michael Singh), директор Вашингтонского института ближневосточной политики (The Washington Institute for Middle East Policy) полагает, что в силу объективных причин, в том числе из-за обстановки в регионе, трудно ожидать от визита существенных подвижек в мирном процессе.

Сингх говорит, что «речь идет о визите в Израиль и Иорданию, когда на повестке дня стоят не эти две страны, а Сирия, Иран, а также вопросы о будущем Египта».

«Еще один повод для встречи – Обама и Нетаниягу как раз были переизбраны, и волей-неволей им придется научиться работать вместе, – говорит политолог. -
И хотят они этого или нет, им придется начать строить позитивные рабочие отношения заново, с пониманием того, что общие интересы стоят превыше личных отношений - это то, чего они не сделали в 2009 году».

«Общие интересы есть не только у США и Израиля, но и у Иордании, стран Персидского залива, у Турции. – отмечает Майкл Сингх – И то, насколько эффективно эта коалиция будет справляться с проблемами, во многом зависит от Соединенных Штатов. Проблема в том, что тут президент Обама начинает с «дефицита» - потому что расхожим мнением в регионе является то, что Америка «уходит». Обаме придется убедить всех игроков – включая Иран – что Америка остается на Ближнем Востоке».