Некоторые люди такие невоспитанные! Действительно, как можно посылать электронное письмо или смс, в котором только «Спасибо!»? Разве можно посылать голосовое сообщение, если вам не отвечают на звонок – ведь можно отправить смс. Как можно спрашивать дорогу, если маршрут можно найти в Google?  

 

Разве эти люди не понимают, что отнимают у вас время?!

 

Конечно же, некоторые считают, что я грубиян, раз не шлю электронных благодарностей за их мелкие услуги. Но для тех, кто с головой погружен в цифровое общение, многие правила поведения уже не имеют смысла. 

 

Возьмем, к примеру, электронное сообщение со словом «спасибо». Дэниел Пост Сеннниг (Daniel Post Senning, один из авторов сайта, на котором обсуждаются вопросы современного этикета – прим. перев.), праправнук Эмили Пост и соавтор 18 издания справочника по этикету «Emily Post’s Etiquette», спрашивает: «В какой момент благодарность и ее письменное выражение перестают оправдывать стоимость их пересылки?»

 

С другой стороны, добавляет он, «создается впечатление, что аборигены цифровых джунглей не очень-то обеспокоены поддержанием и сохранением отношений, и здесь надо найти золотую середину». 

 

А вот еще один способ с кем-то связаться – голосовая почта. Задумайтесь над тем, сколько времени требуется, чтобы добраться до голосового сообщения и прослушать одно из этих скучных и многословных посланий: «Привет, это такой-то и такой-то…». В смс вам не надо сообщать, кто вы, здесь даже здороваться не обязательно. У электронного письма тоже есть свои недостатки – надо указывать тему, писать приветственную и прощальную фразы, поэтому быстрее всего общаться с помощью смс. Но есть еще и высший пилотаж невоспитанности – когда люди оставляют вам голосовое сообщение, а потом еще пишут электронной письмо, чтобы уведомить об оставленном голосовом сообщении.    

 

Мой отец усвоил этот урок в прошлом году, оставив мне с десяток голосовых сообщений, ни одно из которых я не прослушал. Выйдя из себя, он позвонил моей сестре и пожаловался, что я никогда не реагирую на его звонки. «А зачем ты оставляешь ему голосовые сообщения? - спросила сестра. – Их сейчас уже никто не слушает. Просто напиши ему смс». 

 

А вот мама все поняла уже давно. И теперь мы с ней почти всегда общаемся в твиттере. 

 

Том Бельшторфф (Тom Boellstorff), преподающий цифровую антропологию в Калифорнийском университете в Ирвине (Irvine), считает, что отчасти проблема состоит в том, что общение в сети и традиционная переписка заимствуют друг у друга понятия и приемы. Например, используемый в электронной переписке термин «копия» означает «еще одно письмо, распечатанное на машинке через копирку», а вот некоторые атрибуты вроде «привет!» в начале или «с уважением» в завершение используются в электронных письмах все реже.   

 

Это далеко не первый парадокс, возникший в новых коммуникационных технологиях. В конце 70-х годов XIX века, когда был изобретен телефон, люди не знали, как здороваться со звонящим. И часто они приветствовали его молчанием. Изобретатель телефона Александр Белл предлагал говорить «Эй, привет!». Другие предлагали «Чего желаете?». В конце концов, победило слово «Хелло!» («Алло!») и вскоре стало использоваться и в непосредственном общении. 

 

То, что раньше было нормой, теперь считается нецивилизованным – сейчас, когда у нас всегда под рукой Google и онлайновые карты, неприлично спрашивать дорогу к какому-то дому, ресторану или учреждению – ведь маршрут можно легко посмотреть в Google Maps. 

 

Как-то я спросил у друга о чем-то, что без труда можно было найти в интернете, и он в ответ отправил мне ссылку lmgtfy.com, название которой означает сокращение фразы «Давай я поищу в Google для тебя».

 

В эпоху смартфонов бессмысленно спрашивать о том, что некогда было вполне уместным: прогноз погоды, номер телефона фирмы, часы работы магазина. Но некоторые люди по-прежнему об этом спрашивают. И когда вы им отвечаете, они вам шлют свое «спасибо» по электронке. 

 

«Мне уже не хватает терпения на ненужное общение, потому что на все это уходит много сил и денег, - говорит Баратунде Терстон (Baratunde Thurston), соучредитель креативной комедийной труппы Cultivated Wit. – Ведь прежде чем высказаться, можно почти совсем не думать, поскольку самовыражение почти не стоит денег. Но вот тому, кто ваши высказывания получает, это зачастую обходится дорого».   

 

Как рассказал Терстон, ему встретился еще один вид докучливых собеседников – один из его друзей послал ему смс и попросил расписание фестиваля South by Southwest. «А я даже и не знаю, как на такое отвечать, - говорит он, - может, что-то вроде «пока!». Не представляю, как словами можно напечатать свое расписание».  

 

По его словам, в социальных сетях люди часто спрашивают его о том, где купить его книги, хотя могли бы и сами «погуглить». «Вы же уже сидите за компьютером, - недоумевает он, - возле той штуковины, которая знает ответы на все ваши вопросы!».   

 

Как же быть с этими меняющимися нормами? Все очень просто: подумайте о тех, кому вы пишете или звоните. Некоторые из них, особенно те, кто постарше, будут рады получить сообщение со словом «спасибо». А другие, вроде меня, благодарностей и не ждут. Г-н Сеннинг считает: «Важно думать о тех, с кем вы общаетесь». 

 

Когда-то антрополог Маргарет Мид (Margaret Mead) сказала, что в традиционном обществе молодые учатся у старых. Но в современном обществе и люди старшего поколения могут учиться у молодых. Будем надеяться, что вежливость никогда не выйдет из моды, а вот затяжные формы общения с бесполезной тратой времени уйдут в прошлое.