При избрании Папы Бенедикта XVI в 2005 году отмечалось, что это было политическим решением, и в этой связи будто бы сложилась аномальная ситуация. Хотя Папа – духовный лидер христианского мира, папство – политический институт, а Ватикан обладает статусом государства. Следовательно, нет необходимости рассуждать о характере процесса выборов Папы, безусловно, это процесс политический. К тому же он согласуется с предпочтениями, непосредственно касающимися глобальной политики.   

 

Те, кто назвал избрание предыдущего Папы «политическим», несколько поспешили, поскольку недавно состоявшиеся выборы содержат гораздо большее количество политических смыслов. 

 

Избранный новым понтификом Хорхе Марио Бергольо выбрал имя Франциск I в честь Франциска Ассизского, который в начале 1200-х годов посвятил себя восстановлению разрушенной церкви, даже украл деньги своего отца и объединил сторонников, оказавших помощь в этом деле. Также он прославился тем, что впоследствии возле данной церкви Франциск со своими помощниками служил бедным и прокаженным. Приняв это имя, новый Папа в метафорическом смысле сформулировал цель – восстановление заброшенных церквей – и привлек внимание к тому, что это тронное имя выбрано впервые, и, следовательно, он является инициатором начала этой миссии. Иными словами, новый Папа настаивает на необходимости духовного обновления христианства и возвращения тех, кто отдалился от церкви. 

 

Реформаторская личность

 

Можно рассматривать естественными такого рода ожидания Папы, однако предпочтение в пользу личности Франциска I указывает и на то, что папство вступило в реформаторский процесс. Это первый Папа-аргентинец, корни которого берут свое начало в латиноамериканском мире, ведь в течение 1000 лет выбирались папы европейского происхождения. Кроме того, беспрецедентным является тот факт, что новый Папа – член Ордена иезуитов, известных как «солдаты Иисуса», которые осуществляют миссионерскую деятельность и продолжают реструктуризацию. Это, вероятно, единственный кардинал, который отказался от лимузина, ведет достаточно скромный образ жизни, выступает в пользу угнетенных и неимущих. 

 

Принимая во внимание все эти особенности, можно констатировать, что, избрав Бергольо, Ватикан, по всей видимости, начал реформу. Это ситуация, которую фактически можно сравнить с избранием в США первого чернокожего президента Обамы родом из мусульманской семьи. 

 

Однако единственная, сходная с Обамой сторона политики нового Папы – политика в отношении «других народов». Так, обращая внимание на заявления и деятельность Папы до избрания, можно предположить, что он является серьезным противником глобализации. При одновременном упоминании выражений «латиноамериканец» и «противник глобализации» многим не может не приходить на ум личность Чавеса. Кто знает, возможно, многие религиозные латиноамериканцы склонны полагать: «Чавес скончался, да здравствует новый Чавес». 

 

Глобальная личность

 

Хотя настроение латиноамериканцев невозможно предсказать, прогнозы показывают, что новый Папа будет в значительной степени ориентирован на латиноамериканский мир. А это означает тенденцию к сопротивлению расширения протестантских общин.  

 

Как известно, ввиду сокращения влияния США в мире, Вашингтон обращается к отношениям внутри американского континента. В этой связи предпринимаются новые масштабные шаги в направлении Латинской Америки. Одна часть этой деятельности нацелена на улучшение жизненных условий латиноамериканцев, проживающих в США, другая – на развитие связей с государствами Южной Америки. С новым Папой, который, как предполагается, в силу своей враждебной позиции к глобализации будет выступать против опосредованного символа глобализации – США, реализация этой политики может осложниться. 

 

Пока трудно однозначно утверждать, использовали ли собравшиеся в Ватикане кардиналы свои голоса, преследуя такие цели, как восстановление позиций Европы на материке США, возрождение идеалов европейского социального государства в противовес североамериканскому капитализму, напоминание Русской православной церкви о днях сотрудничества, ограничение влияния протестантского и англосаксонского мира. Однако можно предположить, что таким образом было заявлено об определенных политических предпочтениях.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.