Рядом со знаменитым Музеем современного искусства в Нью-Йорке возвышается другое здание, которое, вовсе не собираясь конкурировать с ним, в значительной степени способствует увеличению количества его посетителей. Оно не переманивает у него посетителей, а наоборот, дополняет его. Официальный сайт музея, как в этом, так и во многих других случаях по всему миру, представляет собой платформу, которая дает доступ к художественному содержанию, выступая не только в качестве инструмента распространения информации, но и обучения.

Благодаря социальным сетям и технологиям 2.0 появились новые формы приобщения к шедеврам культуры, впервые предоставляющие публике возможность диалога и непосредственного участия с помощью компьютера или любого мобильного устройства - как внутри, так и снаружи выставочного помещения. Как это ни странно, далеко не все музеи в полной мере используют электронные устройства, имеющиеся в распоряжении их клиентов.

В рамках проекта под названием Медиамусеа (Mediamusea), занимающегося анализом подобных вопросов, исследователи подсчитали, что из находящихся в Испании более чем полутора тысяч государственных и частных музеев лишь 1,6% используют мобильные приложения, а 1,3% стали разрабатывать QR-коды (двухмерные штрих-коды), с помощью которых можно предоставить расширенную информацию, например, о музейном экспонате. «Многие музеи местного и провинциального уровня не имеют даже своего сайта», - поясняет Соледад Гомес (Soledad Gómez). - Даже крупные залы только начинают работу в этом направлении». И только всемирно известные, такие, как нью-йоркский Музей современного искусства Метрополитэн, британский Tate и голландский Rijksmuseum, создают совершенно новые формы работы. «Мы пробуем разные вещи, смотрим, что может пойти, а от чего придется отказаться, стараясь подобрать наиболее подходящее как для нас, так и для наших посетителей», - говорит Аллегра Бурнетте (Allegra Burnette), заведующая отделом интернет-ресурсов Музея современного искусства, выступившая с докладом на конференции Arco Bloggers, цель которой заключается в том, чтобы пересмотреть и определить роль новых технологий в музейном деле.

«Это очень важно, поскольку опыт показывает, что чем больше людей узнают о музее и его экспозиции, тем больше захотят придти и лично с ней ознакомиться».

Продолжая эту линию, нынешняя экспозиция в Музее Королевы Софии под названием «Конкретное изобретение» (La invención concreta), рассказывающая о латиноамериканской геометрической абстракции в собрании Фелпса де Сиснероса (Phelps de Cisneros), имеет как собственный сайт, на котором можно ознакомиться с экспонатами в интерактивном режиме, так и бесплатное приложение для iPad. Помимо зала, где можно бесплатно воспользоваться планшетами, музей предлагает аудиогида с дополнительной информацией для мобильного телефона.

В то время, как Музей современного искусства Tate и Прадо стремятся сделать доступными абсолютно все единицы хранения (в Музее Прадо этот процесс еще идет. 6 тысяч произведений из 20 тысяч, которые в нем хранятся, уже выложены в интернете, помимо видеосюжетов, аудиогидов и звуковых пояснений к энциклопедии), музей Гуггенхайма в Бильбао придерживается другого подхода. «Мы проводим рекламные акции, то есть, не дробим, экспозицию», - подчеркивает Марга Меоро (Marga Meoro), заместитель директора по связям с общественностью и маркетингом.

Посетители музея Гуггенхайма и музея Прадо отличаются друг от друга и требуют к себе разного подхода, убежден Хавьер Пантоха (Javier Pantoja), заведующий отделом интернет-проектов мадридского музея, чьи пользователи – это люди в возрасте от 35 до 55 лет. «Все постоянно меняется, потому что найти правильный тон в общении с ними не так-то просто». Пытаться отвечать пользователям Twitter с помощью смайликов вызвало нарекания. Быть слишком формальными в фейсбуке тоже не годится. «Надо найти определенную близость, не скатываясь в фамильярность».

Помимо классических социальных сетей, крупные музеи используют такие, как Google+, YouTube, Pinterest, Flickr, Instagram и Storify. Такие последние предложения, как Foursquare предоставляют системным администраторам возможность непосредственного общаться с пользователем и снабжать его информацией. Хотя в англоговорящих странах это уже является неотъемлемой частью посещения выставочных центров, в Испании это только зарождается. Хотя следует отметить, что у нас даже такие скромные площадки, как Центр искусств при музее Mataró (один из тех, у кого нет собственного сайта), выходят с инновационными предложениями, например, использование системы увеличенной действительности, которая с помощью электронных мобильных устройств дополняет мультимедийную информацию к выставочным экспонатам.

В будущем музеи введут в свой оборот новое оборудование, например, трехмерные принтеры, «сводящие в одно целое мир реальный и вымышленный», поясняет сотрудник Музея современного искусства Бюрнетт (Burnette), станут шире применять приложения, дающие возможность осуществлять привязку к местности, как Foursquare, или расширять применение семантической сети, помогающей лучше обнаружить необходимую информацию. Это следующий шаг музея Prado по пути, уже пройденному Rijksmuseum (Голландия). «Мы участвовали в исследовательских проектах и считаем, что на данный момент эта технология недостаточно эффективная для нашего сайта», - подчеркивает Питер Горгельс (Peter Gorgels), начальник отдела интернет-проектов. Его метод работы наиболее часто упоминают, когда говорят о том, кто определяет тенденцию. Он основывается на трех видах ресурсов: собственных (интернет-сайт); внешних – Facebook, Twitter, Wikipedia; и приобретенных (блоги, публикующие его информацию).

Деньги 2.0

Технологии 2.0 помогают музеям стать более открытыми для посетителей, но как обстоят дела при подведении баланса? «10-12 лет тому назад все сводилось к тому, чтобы показать искусство, однако теперь перед нами стоит триединая задача: пропаганда искусства, привлечение публики и получение доходов, поясняет Марк Сэндс (Marc Sands), начальник отдела интернет-проектов музея Tate, на сайт которого ежегодно заходят 20 миллионов посетителей, - в то время как в сам музей – 7 миллионов. 

Доходы поступают от продажи билетов и онлайновых продаж печатных изданий.

Они будут увеличиваться за счет продажи электронных версий каталогов и брошюр. 

Необходим дифференцированный подход. К искусствоведам – один, к основной массе посетителей – другой, не забывая о тех, которые между ними.

 

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:

obvio

Интернет был и остается для меня незаменимым средством, из которого я узнаю последние новости, черпаю информацию, наслаждаюсь произведениями искусства, в моем конкретном случае – живописью. Но при этом он не заменяет книгу как источник знания.

 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.