Патологии у животных и растений в окрестностях Фукусимы

Ученые-исследователи указывают на влияние радиации и патологии, найденные у бабочек и японских обезьян

Исследования ученых подтвердили, что в таких районах, как город Фукусима и деревня Иитатэ в префектуре Фукусима, откуда были вынуждены эвакуироваться все жители в связи с загрязнением радиоактивными веществами из АЭС Фукусима-1, были найдены различные аномалии у местных животных и растений.

30 марта на собрании по радиационному воздействию на жизненные формы, человека и среду региона, открытом в Токийском университете, ученые-исследователи из Токийского университета, Университета Рюкю и других учреждений выступили с докладами о найденных ими патологиях у млекопитающих и птиц, насекомых и растений.

Помимо того, что в стране крайне мало исследовательских отчетов по влиянию радиационной аварии на местную биологическую среду, доклад сразу четырех ученых на эту тему для обычной публики был сделан впервые.

Генетический сбой у рисовой культуры

Симпозиум открылся с выступления профессора Кафедры биологической среды Университета Цукуба Рандипа Раквара о первичном влиянии аварии на формы жизни. Он представил результаты исследования «Наблюдение за экспрессией генов риса после низкоуровневого гамма-облучения в деревне Иитатэ».

Читайте также: Шлейф от Фукусимы омрачает будущие нашей энергетики

Профессор Раквар принес в экспериментальное хозяйство, расположенное в деревне Иитатэ, что в сорока километрах от АЭС Фукусима-1, рассаду риса, выращенную им в лаборатории в городе Цукуба, и оставил ее в поле для воздействия внешней радиации. Затем он срезал в качестве испытательного образца третий лист от саженца, пустившегося в рост, положил его в переносной холодильник с сухим льдом и вернулся с ним в Цукубу.

С помощью метода полуколичественной ОТ-ПЦР он проследил за функционированием определенных генов и обнаружил влияние низкочастотных гамма лучей на экспрессию различных генов. В кратком изложении результатов исследования, составленным командой профессора Раквара, значится: «В образце, собранном на экспериментальном поле в деревне Иитатэ в день прибытия (по прошествии шести часов), впоследствии (спустя 72 часа) были обнаружены генетические изменения в стрессовой защитной реакции в генах, отвечающих за восстановление повреждений ДНК».

База ДНК

«В мире не существует аналогичных исследований по влиянию низкочастотных гамма-лучей на растение риса. В дальнейшем мы предполагаем вести наблюдение за влиянием, начиная с зерновой стадии, и вместе с этим проецировать идентичные механизмы и на человека», - пояснил профессор Раквар.

По вопросу аномалий, найденных у насекомых, птиц и животных, с результатами своих исследований по бабочкам, птицам и обезьянам выступили три докладчика.

Исследование бабочек представил доцент Кафедры наук Университета Рюкю Дзёдзи Отаки. Он выступил на тему «Биологическое влияние на бабочек Pseudozizeeria maha в результате радиационной аварии на Фукусиме».

Также по теме: Японские трудности с радиацией распространяются на Россию

В своем исследовании доцент Отаки собрал образцы мелких бабочек, которые встречаются повсеместно в Японии, в каждом районе страны, включая окрестности АЭС Фукусима-1 и префектуру Окинава, которая практически не подвергалась влиянию радиации. С помощью эксперимента с внешним и внутренним облучением он выявлял процент выживаемости и наличие морфологических аномалий у бабочек. Отаки представил результаты своих исследований в августе прошлого года в иностранном онлайн журнале Scientific Report, после чего эти данные были широко освещены в крупной французской газете Le Monde и других СМИ, на что последовала реакция по всему миру.

Исследование влияния радиации в селекционном эксперименте

В качестве особенностей своего исследования Отаки отметил: 1. Изучение на ранних стадиях после аварии, 2. Сравнение с регионами, не подвергшимися влиянию радиации, 3. Оценка влияния на второе и третье поколение путем селекционного эксперимента, 4. Проведение экспериментов с внешним и внутренним радиационным облучением.

Он собрал образцы бабочек в префектуре Фукусима спустя два месяца после аварии в мае 2011 года, а также спустя полгода после аварии в сентябре 2011 года, с которыми вернулся на Окинаву, а затем вывел второе и третье поколение бабочек. С другой стороны он подвергал облучению цезием-137 Pseudozizeeria maha, собранных на Окинаве, кормил гусениц бабочек с Окинавы растениями, загрязненными цезием-137. Он собрал образцы бабочек в 10-ти разных местах: префектура Токио, префектура Ибараки (города Мито, Цукуба, Такахаги), префектура Фукусима (города Фукусима, Корияма, Иваки, Мотояма, Хироно), префектура Мияги (город Сироиси). Таким образом количество Pseudozizeeria maha, задействованных в эксперименте превысило 5741 особь.

Исследования доцента Отаки дали шокирующие результаты.

Читайте также: Жизнь в Чернобыле

Было установлено, что размеры крыльев бабочек, пойманных в префектуре Фукусима в мае 2011 года, меньше, чем у образцов из других регионов. Отаки, основываясь на своих данных, пояснил, что «была обнаружена обратная зависимость при сравнении уровня излучения поверхности земли и размеров крыльев бабочек: при увеличении доз радиации просматривается тенденция к уменьшению размеров крыльев».

Кроме того, по поводу второго поколения пойманных особей доцент отметил следующее: «Обнаружена тенденция к увеличению количества дней для превращения в бабочку по мере приближения изученных регионов к АЭС Фукусима-1, таким образом было установлено замедление в развитии взрослых особей». «Получены результаты, что в случае отклонений развития у первого поколения, процент отклонений повышается уже у второго поколения», - добавил Отаки. Он пояснил, что «Данных, полученных только в результате этого исследования, недостаточно для обоснования вывода о наследовании отклонений ДНК».

Фукусима через год после катастрофы: аккуратные пирамиды обломков после цунами

Процент выживаемости облученных особей снизился

В ходе эксперимента по воздействию внешней радиации у особей, подвергшихся сильному облучению, была обнаружена тенденция к уменьшению крыльев, кроме того процент их выживаемости снизился. А эксперимент по внутреннему облучению, во время которого гусениц кормили радиоактивно загрязненными растениями, показал большое количество патологий и серьезное снижение процента выживаемости у образцов из префектуры Фукусима по сравнению с контрольной группой из города Убэ, префектуры Ямагути.

Результаты исследования по внутреннему облучению тоже поразительны.