Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Многопользовательская игра Eve Online имеет самых преданных поклонников

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Игра Eve была выпущена компанией CCP в 2003 году, она взрастила самых лояльных последователей среди всех масштабных многопользовательских игр и стала чем-то вроде контролируемого эксперимента в области человеческой природы и ничем не стесненного капитализма. На волне глобального кредитного кризиса 2008 года, когда банковский сектор страны медленно тлел, компания CCP составляла планы экспансии и производила завершающие штрихи в отделке своего нового офиса.

Шесть человек в возрасте 30-40 лет собрались в модном баре одного из отелей Рейкьявика. Они пытаются бороться с холодом в середине декабря и ждут Смерть (Death). Это их друг и лидер 30-тысячного легиона Альянса смерти. Он слишком долго приводит себя в порядок в комнате наверху. «Кто-нибудь может позвонить и заставить Смерть спуститься сюда?» – спрашивает один из участников группы. «Мы должны уходить», - добавляет он.

Настоящее имя Смерти – Михаил Романченко, это российский иммигрант, владеющий компанией по установке зеркал в городе Нью-Йорке. Его кличка заимствована из Eve Online - научно-фантастической видеоигры. Игроки платят примерно 15 долларов в месяц за игровое время, и затем выбирают себе вымышленное имя; здесь надо зарабатывать, копить и тратить виртуальные деньги, а также создавать космические корабли и объединяться для участия в эпических космических сражениях. Они также становятся частью мифологии, которая может сравниться со всем тем, что было показано в фильмах «Звездные войны» (Star Wars) или «Звездный путь» (Star Trek). «Частично это игра, а частично мыльная опера, а также часть теневой экономики, - отмечает Тед Браун (Ted Brown), дизайнер видеоигр и большой поклонник игры Eve. – По сути, это целое виртуальное общество, которое образовалось внутри Eve.

Во время пика своего могущества в 2010 году Легион смерти правил примерно одной четвертой вселенной под названием Eve; каждый из 30 000 солдат находился под командованием Смерти, и все они активно нажимали на клавиши своих компьютеров. Победителям достается лучшая территория, богатая торговлей и промышленностью, тогда как проигравшие подвергаются грабежу и высылаются в менее привлекательные регионы. «Вы не представляете, что значит управлять таким большим количеством людей, - рассуждает Романченко. – Это не просто играть в игру. Это похоже на вторую работу».

Он и другие его коллеги находились в столице Исландии для того, чтобы встретиться с руководством CCP Games – компании, которая и произвела Eve. Эти семь человек составляют Совет звездного управления (CSM), то есть группу, выбранную другими игроками Eve, и компания CCP оплачивает их полет в Исландию примерно один раз в шесть месяцев. Они являются своего рода фокусной группой для супер-пользователей, а также каналом для жалоб со стороны игроков. В 2011 году, когда CCP произвела некоторые спорные изменения, эта компания пригласила членов Совета звездного управления в Рейкьявик для того, чтобы провести экстренную встречу и попытаться предотвратить неблагоприятную реакцию пользователей. «В то время я встречался с девушкой всего три недели и был в ужасе, - признается Джошуа Голдшлаг (Joshua Goldshlag) (имя в игре Eve - Two Step), 35-летний член Совета звездного управления и компьютерный программист из Массачусетса. – Я, конечно же, не хотел упоминать о том, что я был избран как политик в пространстве интернета».

EVE-Online, стратегический крейсер


Читайте также: Обучение убийству и преступлениям в некоторых компьютерных играх

Игра Eve была выпущена компанией CCP в 2003 году, и она взрастила самых лояльных последователей среди всех масштабных многопользовательских игр и стала чем-то вроде контролируемого эксперимента в области человеческой природы и ничем не стесненного капитализма. На волне глобального кредитного кризиса 2008 года, когда банковский сектор страны медленно тлел, компания CCP составляла планы экспансии и производила завершающие штрихи в отделке своего нового офиса. В прошлом году полученная ею прибыль составила около 65 миллионов долларов. В ней работают около 600 сотрудников, или 0,2% населения Исландии (соответствующая американская компания имела бы 626 000 сотрудников). И в отличие от рыболовства, производства алюминия или остальных важнейших отраслей промышленности этой страны, управление цифровым пространством не приводит к истощению природных ресурсов. Около 500 000 человек играют в Eve, и это больше, чем все население Исландии; сотрудники CCP, кажется, совершенно не устают это повторять, и остальные исландцы также не без гордости говорят об этом. В начале марта Нью-Йоркский музей современного искусства показал инсталляцию из видеоигр, в которой прославлялись произведения искусства из примерно дюжины игр, ставших иконами. Экзотические космические крейсеры из Eve получили возможность находиться рядом с Пакманом (Pac-Man), Тетрисом (Tetris) и «Симулятором Бога» (The Slims).

Компания CCP как раз собрала некоторое количество местного инвестиционного капитала – это было первое подобное мероприятие по сбору средств, проведенное исландской компанией после начала рецессии, - который оценивает компанию примерно в 350 миллионов долларов. Она готовится потратить некоторые из этих средств на запуск консольного дополнения к игре Eve для Sony PlayStation под названием Dust 514. Этот выпуск, уже откладывавшийся несколько раз, должен, наконец, состояться в этом году. Он представляет собой огромный риск для CCP, а также, если верить опытным игрокам, серьезную угрозу для стиля жизни Eve. Dust 514 будет связан со вселенной Eve, которую игроки совместно строили в течение многих лет. Поклонники Eve уже начинают думать о команде Dust как о гостях дома, злоупотребивших гостеприимством.

Поэтому на саммите Звездного управления, открывшемся в декабре, обсуждается большое количество вопросов. Романченко, Голдшлаг и другие игроки вместе с руководством CCP, представителями маркетинга и дизайнерами игр совещаются три дня подряд. Каждый выступающий на совещании говорит о своих озабоченностях. Кто-то выступает за предоставление больших возможностей индивидуальных настроек для своего космического дома. Пара других участников спорят по поводу эффективности системы охоты за головами. Все члены Совета звездного управления скептически относятся к игре Dust  514. «Трюк состоит в том, что Dust наступает на Eve, - отмечает аналитик  Министерства обороны Соединенных Штатов и член Совета звездного управления Марк Херд (Mark Heard), известный как Seleene. – Будучи человеком, довольно глубоко погруженным в это г…, я не могу сказать вам, в чем будет состоять привлекательность. Если эта новая игра повлияет на мою игру с космическим кораблем, то я хотел бы знать, как это произойдет».

Также по теме: Развивающие игры - это «липа»

Для того, чтобы начать играть в Eve, нужно прежде всего скачать некоторые программы, выбрать волосы, шрамы и одежду своего героя, а также сделать выбор между четырьмя расами. Вы можете выбрать бесплатный пробный вариант или приобрести Plex – игровое время на месяц. Затем – сдержите свое волнение – следует 90-минутное обучение. Эта игра вращается вокруг трех основных заданий: вы добываете на астероидах полезные ископаемые, используете эти полезные ископаемые для постройки космического корабля и направляете космические корабли для участия в сражениях. Ситуация очень быстро усложняется. Вселенная Eve состоит из тысяч взаимосвязанных солнечных систем. В безопасных зонах нападение на чей-то космический корабль не приветствуется – незамедлительно появляется автоматический полицейский корабль и разрушает ваш космический аппарат, если он будет заподозрен каком-нибудь правонарушении. В другой зоне под названием NullSec разрешается все.

Разработчики CCP отрицают умышленное моделирование Eve в соответствии с вулканическим ландшафтом Исландии, практически лишенном лесов, или с ориентацией на наследие викингов, однако они признают, что их коллективное бессознательное отражается в том, как выглядит игра, а также в ее структуре. Eve - это игра темной стратегии, подкрепленная либертарианской философией, которая помогает понять, почему в ней совершаются нападения на правительственных оперативников и менеджеров хедж-фондов в той же мере, что и на фанатов космоса. «Вы имеете этот дистопический, темный мир, в котором люди используют космические корабли для того, чтобы заниматься пиратством и добиваться мирового господства, - подчеркивает рыжеволосый и рыжебородый главный исполнительный директор компании CCP Хилмар Вейгар Петурссон (Hilmar Veigar Petursson). – «Несомненно, существует нечто, отвечающее особенностям национальной души. Вы видите, что происходит во внешнем мире?» Офисы фирмы CCP находятся около воды рядом с верфями Рейкьявика. В десять часов утра небо еще черное как смоль, поэтому сварщики включают яркие огни для того, чтобы они могли выполнять свою работу на днище гигантского рыболовного траулера, поставленного в док для проведения ремонтных работ. Внутри компании CCP все очень сильно напоминает кремниевую долину, там можно увидеть ультрасовременную мебель, открытое рабочее пространство, биллиардные столы, аквариумы с рыбами. Компания CCP предоставляет своим сотрудникам бесплатное питание; поскольку продукты очень дороги в Исландии, все члены семей сотрудников фирмы появляются к обеду.

EVE Online


CCP была образована в 1997 году, когда небольшая группа людей покинула фирму OZ Interactive, исландскую доткомовскую компанию, получившую некоторую известность за счет создания впечатляющей технологии виртуальной реальности на заре бума в развитии интернета. Ее основатели написали начало сюжета Eve и затем продали перспективных сотрудников, работавших над подобным вариантом создания космических игр. У них просто не было денег для финансирования своей работы.

Читайте также: Эволюция компьютерных игр

Основатели фирмы нашли свой выход из существовавшей дилеммы с помощью создания Игры Опасность или Haettuspiel. Это настольная игра, в которой подростки набираются опыта за счет приобретения определенных навыков. «Вы должны воздерживаться от наркотиков, - говорит Рейнир Хардарсон (Reynir Hardarson), один из основателей CCP. – Это очень опасная вещь». Из 80 000 домов в Исландии, 10 000 – что удивительно – имеют у себя эту игру, которая принесла своим создателям 300 000 долларов, и именно эти деньги были использованы для развития Eve.

В последующие годы компании CCP удалось получить дополнительные средства от бизнес-ангелов и еще больше от капиталистов, владеющих венчурными фондами. Хардарсон и другие основатели работали над мифологией, положенной в основу этой игры, и создавали новые племена. Минматары (the Minmatars), например, представляют собой воображаемое соединение воинов маори, викингов и древних германских племен. Калдари (the Kaldari) - это своего рода регламентированная воинственная группа. «Наподобие смешения третьего рейха с японскими промышленниками и прямолинейными финскими механиками», - таким образом Хардарсон предпринимает безуспешную попытку объяснить внутренний мир этой игры.

В 2003 году компания CCP, наконец, получила завершенную  версию игры и представила ее публике. «Эта игра не есть противостояние между вами и компьютером, и она также не является историей, которую вам рассказывает компьютер, - объясняет Хардарсон. – Ее смысл состоит в создании мира, где все есть собственные действия, а также реакция на то, что предпринимают другие игроки. Игра нацелена на низменные человеческие эмоции. Люди всегда формировали племена, а некоторые всегда хотели быть королями».

Бизнес-модель компании CCP состоит в том, чтобы заставить людей покупать месячные абонементы, позволяющие играть в эту игру, а также, в меньшей степени, в продаже своей атрибутики. Для этого ежегодно фирма CCP выпускает один, а иногда даже два пакета расширений Eve, в которых представляются новые территории, правила ведения боевых действий, а также разнообразные предметы – от боевых кораблей до декоративных моноклей для аватаров. Обычно, эти расширения позволяют получить дополнительный доход. Иногда что-то не получается. Игроки, например, были возмущены пакетом расширения Incarna, появившемся в 2011 году, поскольку он позволял людям платить за специальные предметы вместо возможности зарабатывать их часами тяжкого труда. В знак протеста пользователи целыми днями вели огонь из своих лазерных установок по символам компании. Это был внтуриигровой мятеж, в котором, по словам главного исполнительного директора Петурссона, «было много от настроения, характерного для движения Occupy».

Также по теме: От «Цивилизации» до Большого брата

Для совершения покупок внутри игры Eve игроки используют валюту, которая называется ISK – это сокращение от реальной существующей исландской кроны. Общая стоимость товаров, производимых с помощью активности внутри Eve в месяц, составляет 135 триллионов ISK, или 5,2 миллиона долларов. Продаются миллионы предметов – минералы, ракетные ускорители, доспехи, двигатели деформации пространства и космические корабли по цене от 10 000 долларов.

В ходе первой кампании, посвященной этой игре, CCP наняла настоящего экономиста для управления всей этой активностью. Эйолфур Гудмундссон (Eyjolfur Gudmundsson) оставил своей пост декана факультета бизнеса и науки в Университете Акурейри (Akureyri) и перешел на работу в CCP в 2007 году. Гудмундссону нравится его работа. «Наша задача состоит в создании активного рынка в реальном времени, - подчеркивает Гудмундссон. – Для меня реальная жизнь перестала быть интересной. Мое основное внимание сосредоточено на экономике игры Eve.

Как и в случае с любой бурно растущей экономикой с увеличивающимся населением, мир игры Eve имеет инфляцию, которая может выйти из-под контроля, если за ней не следить. Гудмундссон, составляющий внутриигровой потребительский индекс цен, разработал некоторые меры противодействия, направленные на борьбу с инфляцией. Некоторые из них автоматически вступают в силу в конце сражения. В случае разрушения космического корабля определенное количество товаров, находившихся на его борту, стирается из системы. Игроки, располагающиеся вблизи места сражения, имеют возможность побороться за обладание того, что осталось. «Вы можете устанавливать любые правила и наблюдать за тем, как они воздействуют на человеческое поведение, - подчеркивает Гудмундссон. – Это в некотором смысле похоже на проведение тестов, во время которых не подвергается опасности реальная жизнь.

EVE Online


Экономисты написали десятки статей, восхваляя совершенство экономики Eve, а также поразительный уровень предприимчивости среди игроков, которые, как правило, все создают с нуля в этой игре. «Она производит впечатление настоящей экономики и не похожа на созданную компанией по производству игр, - отмечает Вили Ледонвирта (Villi Lehdonvirta), научный сотрудник Лондонской школы экономики, занимающийся изучением виртуальных игр с 2004 года. – Поскольку там не существует судебной системы, экономика напоминает ситуацию, сложившуюся в развивающемся государстве, где люди торгуют на доверии и опираются на социальные отношения».

Читайте также: Angry Birds начинает полет с амбициозным планом по сбыту товаров


Суть продвинутого экономического учения Eve предоставляет некоторое утешение для исландцев, которые с определенного времени стали ненавидеть предполагаемые экономические инновации в реальном мире. Как раз рядом с офисом CCP находится здание огромного оперного театра из стекла Harpa, переливающееся ночью разными цветами радуги. Оно символизируют банковский бум в Исландии. Теперь здание может быть снесено, поскольку его содержание обходится слишком дорого для исландского правительства. Компания CCP провела там недавно рождественскую вечеринку.

Прежде чем направиться в штаб-квартиру компании CCP для второго дня обсуждений, звездные управляющие основательно подзаправились во время обильного завтрака в отеле. Это поможет им выдержать предстоящий тест на выносливость, а также справиться с похмельем после устроенного вчерашней ночью кутежа. Утренние встречи предоставляют возможность членам Совета звездного управления оживить боевую славу - «Ты не смог меня победить. Я сам себя победил. Причина - гордыня» - и разработать стратегию по поддержанию своей власти среди игроков Eve. Это также подходящее время для того, чтобы вспомнить о потерянных в прошлом году членах совета, среди которых был  Шон Смит (Sean Smith), так называемый Vile Rat, который на самом деле являлся действующим дипломатом американской внешнеполитической службы.

Смит шесть лет был игроком Eve, в это время он работал в Багдаде и в Гааге, а также был известен как самый искусный политический оперативник в этой игре. В ночь на 11 сентября Vile Rat устновил связь с членами альянса игры Eve, и сообщил им, что он планирует сфотографировать свой район в Бенгази, Ливия, на следующий день, «при условии, что мы не погибнем сегодня. Мы видели, как один из «полицейских», охранявших нашу территорию, делал снимки». Через некоторое время он сообщил: «Черт возьми», а затем добавил: «Орудийный огонь». В игру он больше не вернулся. Смит был в числе четырех человек, убитых во время нападения – тогда погиб также американский посол Кристофер Стивенс (Christopher Stevens).

Когда Бенгази превратился в политическую огненную бурю, люди внутри Eve скорбели по поводу гибели Смита. Тысячи игроков направили свои корабли в обусловленное место и изобразили там слова «ПОКОЙСЯ В МИРЕ, VIlE RAT», и все это напоминало космические свечи. Более 50 000 человек посмотрели запись этой церемонии в интернете, а игроки помогли собрать 127 000 долларов для жены Смита и его детей. «В реальной жизни Шон ничем особым не выделялся, - говорит Херд (Heard). – А в Eve он считался кукловодом и был способен изменить всю игру с помощью одной беседы».

Также по теме: Брейвик учился убивать, играя в компьютерные игры

Такое выражение скорби не удивило никого из верных последователей Eve, которые видят в этой игре продолжение своей настоящей жизни. В отличие от других вызывающих зависимость многопользовательских игр, включая «Мир военного ремесла» (World of Warcraft) и «Город Героев (City of Heroes), Eve не говорит игрокам, что они должны делать, не раздает заданий и не устанавливает цели. Кроме того, компания CCP не изолирует игроков на отдельных серверах. В игре Eve все полмиллиона игроков населяют одну вселенную одновременно, и сами игроки решают, в чем будет состоять игра. «Это похоже на чашку Петри, которая показывает, что может произойти, если вы создаете новое общество с нуля», - подчеркивает Джеймин Уоррен (Jamin Warren), основатель компании Kill Screen Media, осуществляющей наблюдение за культурой видеоигр.

EVE-Online, фантом


По прошествии нескольких лет пользователи начинают узнавать друг друга и усваивают историю игры. Во всемирной паутине существуют мириады мест, документирующих великую сагу Eve: люди придумывают свои собственные истории сражений и интервью с известными игроками. «Это просто другой опыт в сравнении с такими играми как «Мир военного ремесла», - отмечает Уоррен. – Eve позволяет получить разнонаправленный опыт рассказывания историй. Люди говорят об Eve так же, как они говорят о профессиональном спорте».

Игроки склонны специализироваться на определенных работах. Некоторые довольствуются положением рядовых, годами занимаются добычей ресурсов на астероидах и не ищут славы, получаемой в сражениях. Они добывают драгоценные минералы и продают их на торговых площадках. Другие изучают строительство космических кораблей, начиная от разработки проекта. И существуют такие генералы как Смерть. Некоторые преданные игроки даже не рискуют появляться в самом центре вселенной под названием Eve, и предпочитают сидеть на обочине и использовать страницы программы Excel для того, чтобы отыскать возможность покупки акций.

Читайте также: World of Warcraft потеряла 1 миллион игроков

Временами конкуренция переливаются в режим офлайн. Реально существующие российские магнаты известны тем, что они покупают игровое время для подростков, которые затем расплачиваются с ними своим ручным трудом по минированию астероидов и занимаются в течение многих дней строительством кораблей. Однажды игроков застали за разработкой планов обрыва электрических линий, ведущих к дому другого игрока для того, чтобы сделать его уязвимым во время важной битвы.

Сообщество игроков Eve не разваливается, так как игроки в течение многих лет испытывали вместе опыт впрыска адреналина, приходящего вместе с большой победой, и также глубокую депрессию, следующую за поражением, способным в мгновение ока уничтожить результаты многомесячной работы и товары, стоимостью в тысячи долларов. И вот эту глубину приверженности компания CCP и рискует разрушить с помощью Dust 514. По словам руководства CCP, эта игра с использованием PlayStation заставит людей носиться по всей планете и кричать друг на друга. Это будет происходить потому, что серверы, стоящие за Eve и  Dust будут соединены, и поэтому игрокам Dust достаточно будет только призвать игроков Eve на помощь, и после этого появятся армады космических кораблей, и они обрушат лазерный террор на головы своих врагов.

В ближайшее время компания CCP планирует также выпустить видеоигру, основанную на ролевой игре White Wolf, которую она приобрела в 2006 году. Темы из этих игр – сражающиеся между собой кланы вервольфов и вампиров – стали популярными для более широкой аудитории в телевизионном шоу «Настоящая кровь» (True Blood), а также в фильме «Сумерки» (Twilight). Компания CCP утверждает, что она может создать игру с великолепными костюмами и сюжетом, способную заинтересовать женщин и расширить аудиторию.

В штаб-квартире CCP утренние встречи с членами Совета звездного управления фиксируют отношения по типу любовь-ненависть между самой компанией и ее верными, но вместе с тем вечно недовольными игроками, которые предупреждают о том, что грубые ошибки фирмы CCP в один прекрасный день заставят их уйти. Противоречивый запуск игры Dust 514 нависает над участниками дискуссии. «Игра уничтожена, - ворчливо замечает Смерть. – Я уже в нее не играю». И, тем не менее, вечером, когда он, наконец, встречается с остальными членами группы, Смерть начинает рассказывать о своих амбициях по поводу переизбрания в Совет звездного управления, что позволит ему проводить все свои каникулы в Исландии.