Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Опыт Шпицбергена - для российской Арктики?

© РИА Новости Алексей КуденкоБазовый лагерь экспедиции по поиску следов пропавшей в 1914 году Арктической экспедиции Брусилова - Альбанова на острове Георга архипелага Земля Франца Иосифа.
Базовый лагерь экспедиции по поиску следов пропавшей в 1914 году Арктической экспедиции Брусилова - Альбанова на острове Георга архипелага Земля Франца Иосифа.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Самый северный национальный парк России хотел бы привлечь в свои владения больше туристов. Можно ли воспользоваться норвежским опытом?

Национальный парк «Русская Арктика» был создан в 2009 году, став одной из двух особо охраняемых территорий в российской части Арктики. Его территория включает северную часть архипелага Новая Земля, составляющая более 630 тысяч гектаров суши и почти 800 тысяч гектаров акватории. В управлении парка также находится заказник, включающий более 190 островов архипелага Земля Франца Иосифа общей площадью территории 4,2 миллиона гектаров.

Главной миссией национального парка является сохранение уникальной природы арктических островов, а также забота о множестве объектов историко-культурного наследия, находящихся здесь. Острова «Русской Арктики» все еще хранят следы героических экспедиций из восьми стран: Австро-Венгрии, Голландии, Великобритании, Норвегии, США, Италии, России и Германии, включая такие известные, как экспедиции Виллема Баренца, Георгия Седова, Фредерика Джексона, Фритьофа Нансена. 

С 2010 года парк является главным оператором масштабной федеральной программы очистки Арктики от отходов, оставшихся со времени активной хозяйственной и военной деятельности СССР на этих территориях. 

 

Растет число арктических туристов

 

Развитие туризма не является главной целью деятельности национального парка, хотя туристы приносят существенный доход в его бюджет. Каждый посетитель парка приносит около 50 евро, и эти деньги могут быть инвестированы в те же природоохранные проекты или в развитие инфраструктуры. Но руководство парка, конечно, не может игнорировать растущий интерес со стороны любителей экзотических путешествий и захватывающих приключений. 

В прошлом году парк посетили 1040 туристов. Это не так много, но все-таки почти на 20% больше, чем в 2011 году. По словам начальника отдела развития туризма Сергея Широкого, большинство туристов приезжают сюда из-за рубежа. Больше всего туристов приехали из Китая – 215 человек. На втором месте – американцы (86 человек), далее следует Швейцария (63 человека). Даже из Австралии посмотреть «Русскую Арктику» приехали 24 туриста. Недавно национальный парк стал аффилированным членом Ассоциации операторов арктических экспедиций (AECO), организации, претендующей на то, чтобы стать главным игроком в развитии арктического туризма. Вскоре его территория будет официально включена в зону AECO.

 

Высокие цены – барьер для развития туризма в Арктике

 

Тем не менее, эксперты не предсказывают слишком бурный рост числа туристов в «Русскую Арктику», по крайней мере, в ближайшее время. Недавно основные туроператоры – партнеры парка - проинформировали его руководство, что не смогли набрать нужного количества для организации круизных рейсов на Землю Франца-Иосифа в предстоящем сезоне. Возможно, это вызвано экономическим кризисом, учитывая то, что арктические путешествия по-прежнему являются удовольствием для богатых. Стоимость круизного путешествия в Арктику сегодня начинается от 10 тысяч долларов. Высокая цена складывается из многих обстоятельств, и в первую очередь, из необходимости использования дорогих судов ледового класса, а также строгими правилами, предписывающими обязательное сопровождение туристических групп специальной командой специалистов, обеспечивающей безопасность и защиту от неожиданностей дикой природы.

Но отчасти это также и следствие некоторых особенностей российской действительности. Например, иностранные суда должны зайти в один из российских портов на материке, обычно это Мурманск или Архангельск, чтобы пересечь границу и выполнить таможенные формальности, что делает арктические путешествия значительно более длительными, а значит, и дорогими. Но директор парка Роман Ершов надеется, что в недалеком будущем погранично-пропускной пункт будет открыт на одном из островов Земли Франца-Иосифа. По мнению Ершова, это сделает арктический круиз существенно доступнее. Сегодня такая надежда кажется почти призрачной, учитывая, сколько согласований в различных московских ведомствах предстоит пройти парку, чтобы решение об открытии ППС было принято.

 

Может ли Россия поучиться арктическому туризму у Норвегии?

 

Несмотря на все трудности, управленцы и ученые национального парка «Русская Арктика» настойчиво разрабатывают собственную стратегию развития туризма, соблюдающую баланс между природоохранными задачами, интересами туроператоров и требованиями национальной безопасности. Они лучше других понимают, что развитие туризма может принести не только ощутимую экономическую выгоду, но и серьезную угрозу для уязвимой арктической природы и культурно-исторических памятников. В процессе выработки такой стратегии руководство парка старается использовать зарубежный опыт развития похожих территорий, и в первую очередь, опыт ближайшего соседа России по Арктике – Норвегии.

Живым контактам между учеными Русской Арктики и их норвежскими коллегами способствовало сотрудничество в рамках норвежско-российской программы сотрудничества в области охраны окружающей среды. Некоторые из участников этой программы собрались на прошлой неделе в Архангельске, чтобы обсудить угрозы и вызовы для окружающей среды Арктики, вызванные развитием туризма. Норвежская делегация, приехавшая на совместный семинар, выглядела весьма представительно. Свое мнение о том, как следует развивать туризм в Арктике, чтобы не нанести ущерб природе и культурно-историческому наследию, высказали представители Норвежского института исследования природы, AECO, Норвежского полярного института, Норвежского директората управления природными ресурсами, центра Bioforsk, туристических компаний.  

Российские ученые пристально изучают опыт развития другого арктического архипелага – Шпицбергена (Свальбарда), поэтому с особым вниманием они выслушали выступление советника губернатора Свальбарда Элин Лиен. Опыт Шпицбергена, конечно, не может быть полностью перенесен в Русскую Арктику. Два архипелага похожи с точки зрения погодных и климатических условий, наличия дикой природы, исторических памятников, похожих экологических угроз. Но всем понятно, что на Земле Франца-Иосифа в обозримой перспективе вряд ли появится поселок, схожий с Лонгъиром, а территория российского архипелага никогда не будет регулироваться международным правом.

Живая природа Земли Франца-Иосифа почти не тронута, в отличие от Свальбарда, и это является мощным притягательным фактором для туристов со всего мира. Норвежский опыт определенно представляет большой интерес для России, однако он является всего лишь одним из возможных, пусть и довольно успешных, путей развития туризма в арктических охраняемых зонах. Этот опыт будет критически осмыслен российскими специалистами при разработке собственной концепции развития арктического туризма. 

 

Совместные экспедиции на Свальбард и ЗФИ

 

В ходе семинара норвежские и российские партнеры договорились о продолжении диалога и совместной работы в будущем. Они намерены разработать совместные проекты, представляющие ценность для обеих сторон, и реализовать их уже в ближайшем будущем. Руководители «Русской Арктики» намерены побывать на Свальбарде, чтобы познакомиться с опытом управления природными ресурсами на этой территории. Участники семинара также рассчитывают организовать совместную российско-норвежскую научную экспедицию на Землю Франца-Иосифа, чтобы изучить возможность использования норвежского опыта расчета предельно допустимых нагрузок на окружающую среду.