Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Цена книги

© РИА Новости / Перейти в фотобанкИзборник Святослава
Изборник Святослава
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чтобы обыкновенная книга смогла успешно сражаться с электронной, она должна стать необыкновенной. Может быть, книгу вновь ждет завидная судьба избалованной редкости? Отдав содержание электронной читалке, она сохранит форму, став роскошным, как драгоценная картина, украшением, ради которого хозяин не станет скупиться.

На книжном рынке вскоре появится новое издание полного каталога работ Пикассо. Созданный с участием мэтра, он известен по имени составителя «Зеврос» и состоит из 33 томов и 16 тысяч черно-белых (требование художника) иллюстраций. Интригует цена – 15 тысяч долларов. Первое, антикварное издание каталога продается на аукционе за 200 тысяч. И все же такие книги находят себе хозяев. Сверхдорогие издания становятся все более популярными, если это слово подходит к их, мягко говоря, ограниченному тиражу. Среди недавних примеров – девятитысячный двухтомник фотографий Себастиано Салгадо. Готовится к выходу многотысячный альбом Rolling Stones с автографами всех четырех рокеров. И колоссальный том фотографий Энни Лейбовиц. Каждое из таких баснословно дорогих изданий молча участвует в остром споре о судьбе книги, решительно вступившей в электронную фазу своей долгой эволюции. 

Книга в Америке, в отличие от России, никогда не была ни дефицитным, ни особенно ценным товаром. У американцев, скажем, книги не задерживаются. Они редко их собирают и еще реже передают по наследству. Поэтому у каждого поколения – свои книги. Заботиться о модном бестселлере так же нелепо, как о вчерашней газете. Актуальная, приуроченная к случаю, сиюминутная, «свежая» книга и есть своего рода газета.

Давняя традиция общедоступных и вездесущих изданий подготовила нынешний разрыв. Выпустив душу на волю, книга оставит книжному магазину лишь грубый чехол – свое материальное тело, никому не нужный труп в переплете.

В самом деле, что такое книга? Полкило испачканной бумаги, ложка клея и две картонки? Смысл книги, конечно же, не в форме, а в содержании. Однако массовый успех электронной книги поставил вопрос о книге как вещи. Сама угроза утраты бумажной книги заставила нас заново открыть ее красоту и ценность. В последние годы все время раздаются то элегические, то истерические панегирики бумажной книге. Самую, пожалуй, пламенную речь в ее защиту произнес незадолго до смерти Джон Апдайк. Призывая сохранить книгу, он указывает на те ее качества, которые никак не связаны с содержанием. 

«Книга, – писал американский классик и тонкий гедонист, – лучшая мебель. Окружая нас, она дарит покой и уют. Чтение – чувственное удовольствие, связанное с осязанием не меньше, чем с интеллектом. Книга – это воплощенная память о прожитой жизни: личная библиотека – персональный мемориал».

В итоге он пришел к выводу, что «никакой компьютер не сможет заменить вещную, реальную, предметную сторону книжной культуры». Но сегодня мы можем сказать, что Апдайку не удалось переубедить XXI век: эстетские соображения всегда проигрывали комфорту и дешевизне. Пергаментная рукопись тоже красивее роман-газеты или пейпербэка, но толку от этого немного.

Вопрос, по-моему, стоит иначе. Чтобы обыкновенная книга смогла успешно сражаться с электронной, она должна стать необыкновенной. Мандельштам писал: «Книга, утвержденная на читательском пюпитре, уподобляется холсту, натянутому на подрамник». В сущности, в этом уподоблении скрыт рецепт спасения книжной культуры. Чтобы сохранить книгу как вещь, чтобы вернуть книге статус события, она должна им – событием – быть.

Мне довелось знать подвижника, который вел мужественную борьбу с прогрессом, издавая уникальные по красоте и ценности книги. Сид Шифф был владельцем, президентом и единственным служащим нью-йоркского издательства «Лимитед Эдишнз Лаб». В его офисе на Мэдисон-авеню я видел том высотой в метр и весом в пять килограммов – «Реквием» Ахматовой. Рядом – чуть поменьше Пастернак. На полке такие же роскошные книги Гюнтера Грасса, Дерека Уолкотта, Октавио Паса. Все – тиражом в триста экземпляров. И каждая из книг сделана по-особому. Даже бумага для них изготовлена вручную. Так, для Пастернака русский художник из Нью-Йорка Юрий Купер изготовил бумагу из старых советских газет. В черном бархатном переплете того же «Реквиема» – элегантный вырез, в который вставлен диск с музыкой Джона Таверна, специально написанной для поэмы Ахматовой. Первая иллюстрация, точнее, оригинальная работа, сделанная для этой книги, – танцующая на цоколе памятника пара. Это офорт нью-йоркского художника Гриши Брускина.

Один экземпляр такой книги, стоивший в момент выхода в свет десятки тысяч долларов, становится дороже с каждым годом. Что, в сущности, гарантирует долгую, если не вечную жизнь книги. Объект художественного любования, коллекционирования, да и просто выгодной инвестиции, такая книга возвращает нас в прошлое. В догутенберговские времена личная библиотека исчерпывалась всего лишь десятками томов, но все они часто были произведениями искусства, которыми мы теперь любуемся в музее.

Может быть, книгу вновь ждет завидная судьба избалованной редкости? Отдав содержание электронной читалке, она сохранит форму, став роскошным, как драгоценная картина, украшением, ради которого хозяин не станет скупиться.

«Книга, – писал Василий Розанов, – должна быть дорогой. И первое свидетельство любви к ней – готовность ее купить».