Налицо огромная и вполне обоснованная обеспокоенность по поводу разоблаченной недавно программы Агентства национальной безопасности PRISM, дающей государству возможность вести электронную слежку за пользователями Facebook, Google, Yahoo и прочих интернет-компаний. Но есть здесь нечто такое, о чем вы вряд ли задумывались: это логотип программы PRISM, который можно увидеть на слайдах, опубликованных на прошлой неделе газетами Washington Post и Guardian.

В этом логотипе есть ряд необычных моментов. Например:

1. Он не похож на типичный государственный логотип. Большинство логотипов и печатей федерального правительства, включая логотип разработавшего эту программу АНБ, круглой формы. Конечно, PRISM - это не агентство и не министерство, это просто программа. Тем не менее,  довольно абстрактная форма логотипа указывает на то, что это какая-то аномалия в мире американского государственного дизайна.

Читайте также: Сноуден, национальная безопасность и свобода слова

2. Кто-то в АНБ является  фанатом группы Pink Floyd. Если вы имеете хотя бы малейшее представление о поп-культуре конца 20-го века, логотип PRISM напомнит вам об альбоме Pink Floyd «The Dark Side of the Moon» («Темная сторона Луны»), название которого может показаться вполне уместным для этой мрачной и совершенно секретной программы. Может, это просто совпадение – ведь любое изображение преломляющегося через призму света в итоге хотя бы немного напоминает о темной стороне чего-нибудь. А может, кто-то в АНБ решил напомнить о своей любимой группе.

Альбом  Pink Floyd «The Dark Side of the Moon»


3. Изображение на логотипе получено из самого невероятного источника. Журналист Independent Мэтью Киз (Matthew Keys) стал первым, кто подметил, что логотип PRISM основан на шаблонном изображении призмы. Затем журналист Макс Рид (Max Read) из Gawker назвал автором изображенной на логотипе стандартной призмы деятеля британских СМИ по имени Адам Харт-Дэвис (Adam Hart-Davis). Это изображение можно бесплатно скачать на сайте Дэвиса, а краткий поиск в Google показывает, что его используют по всему интернету, и что это изображение фигурирует на огромном множестве страниц. В принципе в этом нет ничего особенного, поскольку Харт-Дэвис разместил это изображение для бесплатного скачивания; но неожиданно то, что государство решило использовать  в своем логотипе затасканное изображение вместо того, чтобы придумать нечто уникальное.

Если вам кажется, что PRISM - это нечто вроде мистификации, то странности с логотипом лишь подтвердят ваш скептицизм. Но давайте пока исходить из того, что и PRISM, и ее логотип - это вполне реальные вещи. Если забыть про Pink Floyd, как этот логотип выглядит с эстетической точки зрения?

Также по теме: Скандал в АНБ и конец подотчетности

Складывается такое ощущение, что у него очень слабый эскиз. В этой абстрактной форме не хватает притягательности, и она похожа не нечто из научной фантастики, как космический корабль. Обработка шрифта ничем не примечательна, и вообще похоже, что эту штуку слепили за 10 минут. Она похожа на логотип секретной программы из фильма про шпионов, а не из реального мира. Лучше бы они использовали мерзкое «всевидящее око на пирамиде», которое можно увидеть на обратной стороне долларовой банкноты. Но око уже задействовано. (Шпионских ведомств у нас так много, что хороших логотипов на всех не хватает, и создавать их некогда.)

Между тем, в этом деле появился один любопытный момент. Журналист из Gawker Макс Рид решил провести маленький эксперимент, продавая футболки с логотипом PRISM на сайте розничной торговли по заказу Zazzle. Но его магазин на Zazzle быстро прикрыли. Очевидно, сайт получил уведомление с угрозой о закрытии в связи с нарушением прав интеллектуальной собственности из-за продажи футболок. Это говорит о программе PRISM гораздо больше, чем ее логотип.

Пол Лукас специализируется на статьях о мелких, малозаметных деталях. Среди его медийных проектов: Uni Watch, повествующий о спортивной форме и об эмблемах; Permanent Record об истории найденных предметов, а также Show and Tell, о котором вы знаете со второго класса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.