Мы умиляемся, когда ребенок, которого просят нарисовать цыпленка, изображает жареную курицу. Или когда на вопрос, откуда берется молоко, мы получаем ответ: из супермаркета. Но это вовсе не смешно. Многие дети, живущие в городе, лишены контакта с растениями, животными и птицами и черпают знания о них лишь из книг или фильмов. Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах.

Многие дети добираются утром до школы на автобусе или автомобиле и возвращаются вечером домой таким же образом. Свободное время они предпочитают проводить дома за компьютером. Родители записывают их в разные кружки, чтобы обеспечить им светлое будущее, они заботятся о безопасности и здоровье своих детей, делают все возможное, чтобы те не промочили ноги, не испачкались... В результате, миллионы детей не имеют возможности свободно гулять в парке, лазать по деревьям, строить шалаши, ловить бабочек, бросать камешки в лужу. По мнению экспертов, у детей, лишенных такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем. Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, болеют реже, более дисциплинированы и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешены. Те же, кто живут в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться. 

Различия между детьми, живущими в городе и сельской зоне, наблюдает почти ежедневно Кристина Гутьеррес, одна из директоров школы-фермы Ла-Гранха. «Через наш центр проходят дети из города и сельской местности, из государственных и частных школ… Около 10 тысяч в год. Мы имеем 20-летний опыт работы и видим, что те, кто приезжают из города или поселков городского типа, очень нервные, резкие, громко говорят, все время находятся в движении, пытаются быстро осмотреть все, как будто боясь, что им не хватит на это времени. Жители села, напротив, более спокойные, независимые и бесстрашные. Городские дети боятся гулять в лесу, не садятся на пол, чтобы не испачкаться, их раздражают камни на дороге или дождливая погода, так как им кажется, что все должно удовлетворять их интересы», -  говорит Гутьеррес. 

«В природе заложено столько возможностей, что общение с ней позволяет ребенку почувствовать себя свободным, он может свободно двигаться, наблюдать природные явления. Это очень важно для физического, эмоционального и умственного развития; это жизненный опыт, позволяющий ребенку ощущать себя по-другому, чем в городе», - говорит психолог Мари Лус Диас, директор центра инновационного образования Уэерто-Алегре, и президент сети центров Онда Андалузии, программа образования которых предусматривает взаимодействие с природой.

По словам Диас, общение с природой непосредственно влияет на физическое развитие. Ученые считают, что оно позитивно сказывается на нервной системе и повышает мозговую активность, улучшает координацию, способствует интеллектуальному развитию и познавательной деятельности. «Падения, подъемы, напряжение мышц и попытки справится с трудностями, ловля насекомых, посев семян – все это стимулирует работу мозга и дает пищу для эмоций. Когда ребенок нюхает цветы, смотрит на поле цветущих маков или наблюдает за процессом рождения теленка, у него возникают ощущения, которые порождают эмоции. Эти эмоции, в свою очередь, важны для познания. То, что мы познаем посредством эмоций, гораздо легче сохраняется в памяти, и это сложнее забыть», - уверяет Мари Лус Диас.

Общение с природой улучшает моторику, считает Кристина Гутьеррес. «Дети от одного года до трех лет, посещающие наш детский сад, гораздо лучше ориентируются в лесу, чем 5-летние жители Барселоны, не умеющие забраться на холм, спотыкающиеся о камни и начинающие плакать, если они упали», - говорит она. По ее словам, этот пример (умение переступать камни, падать, вставать и продолжать путь) демонстрирует, как важно общение с природой для эмоционального развития детей. «В пути гораздо проще выработать выносливость. Если идет дождь, ты промокаешь и стараешься не обращать на это внимание, если ты споткнулся или устал, ты вынужден терпеть и продолжать путь. Контакт с животными и растениями способствует развитию сочувствия и уважения к окружающим, а созерцание и наблюдение за явлениями природы создают чувство покоя. Таким простым и естественным образом можно развить многие способности», - заявляет она. 

Директор центра Ла-Гранха уверяет, что, общаясь с природой, дети испытывают меньше негативных эмоций, становятся более наблюдательными и более благодарными. Результаты некоторых исследований свидетельствуют о том, что у более благодарных людей лучше работает сердце, так как чувство благодарности способствует высвобождению эндорфинов, регулирующих артериальное давление. Ссылаясь на результаты научных исследований, свидетельствующих о пользе общения детей с природой, Кристина Гутьеррес вспоминает, что «в условиях ограниченного пространства накапливаются положительные ионы, вызывающие головную боль, нервозность и плохое самочувствие. С другой стороны, на открытой местности: у реки или в лесу, например, образуются ионы отрицательные, положительно влияющие на здоровье и состояние души. Таким образом, можно провести час в горах, чтобы улучшить самочувствие и зарядиться «хорошими» ионами. 

Мари Лус Диас приводит в пример животных, которые, находясь в клетке, становятся менее общительными и хуже реагируют на опасность. По словам экспертов, животные в зоопарках испытывают больший стресс и зачастую ведут себя неадекватно. Хосе Антонио Корралиса, сотрудник кафедры психологии Мадридского автономного университета, подтвердил в ряде исследований, проведенных совместно с Сильвией Кольядо, взаимосвязь между общением с природой и стрессом. «Мы провели объективный анализ поведения группы детей, имеющих различные возможности общения с природой (вид из окна, время, проводимое на природе, возможности взаимодействия с природой – деревьями, водоемами и т.д.), и применили стандартную шкалу оценки стресса у детей. В результате, мы получили отрицательный коэффициент корреляции -0.7. Чем больше ребенок общается с природой, тем меньший стресс он испытывает», - сделал вывод психолог. По его словам, даже находясь в постоянном контакте с природой, ребенок все равно может испытывать сильный стресс, в случае смерти родственников или развода родителей, например, но он сможет более стойко перенести его. Корралиса и Кольядо обнаружили также, что существует взаимосвязь между количеством зеленых насаждений в школьных дворах и самочувствием школьников. «Чем больше природы рядом, тем быстрее проходит усталость у детей, они более внимательны и лучше осознают свою взаимосвязь с окружающим миром», - уверяет сотрудник мадридского университета. 

«Важность общения с природой – это не дань моде и не просто рассуждения о качестве жизни. Есть научно доказанные факты, свидетельствующие о влиянии окружающего мира на психологическое и эмоциональное состояние человека, его умственные способности. Это открытие было сделано еще в XIX веке», добавляет Корралиса. Эксперты объясняют это биологическими законами. По их мнению, несмотря на то, что тело человека уже адаптировалось к жизни в городе, его мозг продолжает нуждаться в стимулах, которые он приобрел, находясь в тесном контакте с природой, когда были выработаны наиболее успешные стратегии выживания в окружающем мире. 

Необходимость жить в природе, а не только обладать знаниями о ней, имеет большое значение в педагогической системе Марии Монтессори, где «ни одно описание, ни одна иллюстрация в книге не могут заменить созерцания реальных деревьев и жизни, окружающей их в реальном лесу». В соответствии с этим, в центрах Монтессори большое внимание уделяется общению с природой. «На каждом этапе развития дети проявляют большой интерес к познанию природы, и этот интерес дает возможность развивать не только взаимное уважение, но и познавательные способности и полезные навыки. Общение с природой создает ощущение свободы и ответственности, а работа в естественной среде помогает развить творческое мышление и инициативность», - заявляет Монтсе Жулия, директор центра Монтессори в Жироне и секретарь испанской Ассоциации Монтессори.

У детей до шести лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. У детей от шести до 12 лет природа помогает им находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности. 

Мари Лус Диас подтверждает, что благоприятное влияние общения детей с природой на их здоровье, интеллектуальные способности и эмоциональное равновесие можно использовать и в образовательных целях: организовать специальные природные центры, школы-фермы и т.д. В этом случае сама природа предоставит возможность тренировать восприятие детей и обучить их выделению, распределению и упорядочиванию информации, установлению связей между природой и живыми организмами, а также привить им уважение к окружающей среде и осознание необходимости ее охраны. 

«Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить сенсорное восприятие. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать… Гораздо проще обучать их таким образом, чем когда они сидят за партой», - уверяют эксперты. В период отпуска родители могут предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши. Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.