Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва делает все возможное, чтобы произвести основательные изменения на польской политической сцене, и в том числе внедрить в Сейм новые силы, которые будут под либеральными лозунгами призывать к более прагматичной позиции относительно присутствия российских компаний в нашей стране. На это и был направлен последний тщательно подготовленный вброс информации.

Польский концерн PKN Orlen просит Роснефть увеличить объемы поставок нефти, сообщили российские «Ведомости». Взамен, как утверждала московская газета, он предлагает часть своих акций, Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод и помощь в строительстве в Европе сети автозаправочных станций российского гиганта. Польская компания сразу же заявила, что «представленная в статье информация не соответствует действительности и не подтверждена фактами». Но был ли какой-нибудь смысл в опровержении, когда эта «информация» появилась в момент визита вице-президента Газпрома в Варшаву и его запланированной встречи с польским вице-премьером Янушем Пехочиньским (Janusz Piechociński)?

Я не одинок в своем мнении насчет цели дезинформации «Ведомостей»: по мнению руководителя отдела России Центра восточных исследований в Варшаве Марека Менкишака (Marek Menkiszak), это очень любопытный «вброс», который показывает, далеко идущие планы экспансии Роснефти.

Я уже давно обращал внимание, что покупка россиянами белорусских НПЗ приблизит их к завоеванию доминирующей позиции на балтийском топливном рынке. Напомню, что в марте президент Белоруссии Александр Лукашенко сообщил о включении НПЗ «Нафтан» в список компаний, которые приватизирует российский капитал. На пути к региональной гегемонии у Роснефти останется тогда лишь Мажейкяй. Здесь соединяется не только аспект борьбы за балтийский рынок, но более отдаленные цели Кремля — приход восточного капитала в Польшу.

При нынешней политической конфигурации в Варшаве воплощение этого сценария в жизнь было бы, однако, невозможно. Поэтому Москва делает все возможное, чтобы произвести основательные изменения на нашей политической сцене, и в том числе внедрить в Сейм новые силы, которые будут под либеральными лозунгами призывать к более прагматичной позиции относительно присутствия российских компаний в нашей стране. На это был направлен последний тщательно подготовленный вброс информации, а подготовкой к нему стал (впрочем, выгодный) контракт PKN Orlen с Роснефтью на поставки нефти для компании Unipetrol и история со второй веткой газопровода «Ямал-Европа».

Если в первом случае польская сторона не могла избежать расставленных сетей (заключить договор было необходимо), то во втором польское руководство могло по собственной инициативе распространить информацию о намерениях российской стороны до встречи с вице-премьером Пехочиньским. Однако так не произошло, и детали дела обнародовала уже пресса — еженедельник Wprost. Таким образом была совершена серьезная ошибка: мы позволили россиянам вести их многоходовую игру, в которой не смогли разобраться многие наблюдатели. Остается надеяться, что кабинет Дональда Туска (Donald Tusk) запомнит этот урок и будет информировать общественность о своих энергетических контактах с Москвой более прозрачным образом, иначе российский сценарий дестабилизации Польши и создания сил, выступающих за более прагматичные отношения с восточным капиталом, может стать реальным. А тогда Роснефть очень быстро обретет контроль над балтийским, а в итоге и польским, топливном рынком.